Потом становится ясно, что виной всему экспозиционный ход. На сей раз все галереи получили стенды одинаковой площади – вне зависимости от финансовой состоятельности. Респектабельные экспоненты в кулуарах уже обозвали такую идею “коммунистической уравниловкой”.
Но многим из них пространственный ценз пошел лишь на пользу. Например, сверхбуржуазный “Триумф” был вынужден отказаться от барочных сверхдорогих инсталляций, занимающих полкоридора, и ограничиться тремя компьютерными коллажами группы “АЕС+Ф”, каждый из которых все равно стоит 40 тысяч евро – но теперь эти принты свободно дышат, их можно рассмотреть и тогда за них не жалко отдать эти деньги, небольшие по сравнению с ценами на “АЕСов” монументальных.
Дефицит места привел еще к решениям не слишком оригинальным, опробованным и прежде, но ставшим повсеместными, – галеристы используют внешние стены своих боксов. И не нужно заходить внутрь стендов, чтобы увидеть, например, новые бисерные вышивки на темы сталинского высокого стиля модного модельера Ольги Солдатовой (“Frolov Галерея”). Или картины-фантазии Кати Белявской, где орнаментальная игра в духе модерна сочетается с пародийной психоделикой комикса и ироническим переписыванием сказочных сюжетов вроде маленькой Бабы-яги или черта, совращающего папироской отроковицу (галерея “Файн Арт”).
Если продолжать социально-исторические сравнения, то эти вынесенные в “потусторонние” пространства произведения должны напоминать бездомную шпану поры “военного коммунизма”. Но им здесь очень уютно, а к коммунизму у участников ярмарки отношение понятно какое. На стенде “Гельман Галереи” тоже в проходе у внешней стены выстроена комичная инсталляция Ербола Мельдибекова – трансформация бюстов Ленина, превращающегося то в питекантропа, то в казаха (за “антикоммунизм” просят опять же 40 тысяч евро).
Впрочем, работ политически окрашенных на ярмарке практически нет – на то она и ярмарка. Необходимый хотя бы с точки зрения “пи-ара” скандал случился, но имел эстетическо-лингвистическое свойство.
В последний момент устроители “Арт Москвы” запретили галерее “Atelier № 2” к публичной демонстрации картину не слишком остроумного соц-артиста-плакатиста Игоря Баскакова “Херст тебе, а не акула”, где игрой букв якобы нанесено публичное оскорбление и самому дорогому художнику современности Дэмиану Херсту, и всему contemporary art. Но тут виной всему и статус галереи, дебютировавшей на ярмарке, и оправданная неизвестность художника. Вот, например, прямо на вернисаже на стенде “Айдан галереи”, чья хозяйка входит в экспертный совет торжища, купили и тут же унесли домой работу (компьютерная печать на виниле, 1 тысяча долларов) Константина Латышева с плачущей девочкой и подписью “Не нравится мне современное искусство”. Но что позволено Зевсу, то…Так что равенства и братства в ЦДХ замечено не было.
Экспозиция открывается подборкой объектов и скульптур из коллекции частного коллекционера Пьера Кристиана Броше. Завершается циклом перформансов группы “Tadjiks art”, в котором гастарбайтеры старательно переписывают работы, созданные для благотворительных аукционов звездами политики и шоу-бизнеса. Торжество логики нуворишей налицо. Демократизм “Арт Москвы” лицемерен. Коммунизма никогда не будет.
Федор Ромер
СТЕНГАЗЕТА.NET