Михаил Нестеров: художник для всех и ни для кого

Всматриваемся в картины Михаила Нестерова.
Я смотрю на картины Нестерова. И ничего не чувствую. Совсем ничего…
Я с великим усердием всматриваюсь в полотна, а сердце молчит. Может быть, я что-то не понимаю. 


Может, что-то не понимал Михаил Нестеров. Вроде Русь, вроде святые старцы, но в душе тишина.


Возможно, что-то с цветом? Слишком мало красного, который так просит русская душа. Все в какой-то зеленовато-желто-голубой, холодной, дымке. Студеный воздух ощущаешь через полотно. Тотальная осень! Тотальное умирание! Создается впечатление, что люди на полотнах Нестерова неживые. Почти призраки. Атмосфера безмолвной печали. Но плакать не хочется. Как, впрочем, и смеяться.


Возможно, «душевному» человеку, как я, склонному к «смачным», физическим образам, бессмысленно искать в полотнах художника знакомую, «волнующую», предметность. На картинах Нестерова физический мир спит в летаргическом сне. Крепко спит. Спит мертвецким сном и…остывает. И здесь на первый план выходит Духовное, невесомое, призрачное с точки зрения Физического.


Другой великий художник, Маковский, тоже «имевший проблемы» с восприятием Нестерова, дал творчеству мастера, на мой взгляд, такое заключение:

«Это тоже - поэзия чего-то большого и смутного, выходящего за грани личности. Не поэзия индивидуального вдохновения, но поэзия, говорящая о далях и озаренностях народа. Надо вглядеться пристально в их картины, надо забыть о многом внешнем, мешающем, случайном, отдаться наваждению - и тогда, тогда вдруг по-иному засветятся краски, и оживут тени, и улыбнется кто-то, таинственный, "на другом берегу».

Вглядывался, забывал о внешнем, отдавался наваждению – все тщетно. Видимо, то, что «за гранью личности», это не к нам, к людям «душевным». Чтобы по-настоящему понять Михаила Нестерова, нужно быть «духовным» человеком, как герои и персонажи его картин, похожие на фантомы. Правда, в этом случае нас вряд ли будет интересовать живопись.
Автор
Стибор Остоя
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе