Она называлась "В присутствии художника" — по проекту, в котором на протяжении трех месяцев каждый желающий мог посидеть за специальным столом, смотря в глаза самой Абрамович. Все это время художница провела, целыми днями бездвижно и молчаливо сидя напротив незнакомых людей, устанавливая как бы идеальный, очищенный от любых социальных примесей контакт. Это — самый длинный, самый тихий и одновременно один из самых тяжелых ее перформансов. Выходящий сейчас в прокат документальный фильм режиссеров Мэттью Эйкерса и Джеффа Дюпре — формально рассказ о подготовке этого проекта, но одновременно — попытка дать вдумчивый портрет Абрамович, уже немолодой героической испытательницы границ современного искусства и собственного тела. В фильме — архивные и недавние съемки перформансов, а также десятки интервью — с самой художницей, ее соратниками и учениками, специалистами и поклонниками.
Игорь Гулин
Коммерсантъ