В петербургской галерее Anna Nova открывается выставка фотографий Дмитрия Маркова, ушедшего из жизни в феврале 2024 года.
Фото: Дмитрий Марков
На двух этажах будут показаны шестьдесят его работ, созданных с 2014 по 2023 год. Создатели выставки выбрали свои любимые фотографии Маркова и рассказали, чем был примечателен его взгляд на провинциальную Россию.
«Одна из подписчиц Димы узнала на этом фото своих сыновей: „Вот так и узнаешь, как гуляют твои дети“. На дамбу им ходить было, разумеется, строго-настрого запрещено. Мама обещала вечером всыпать за то, что нарушили запрет, Дима попросил быть помягче. Она ответила, что в себе не уверена.
На самом деле это была теплая переписка вовсе не строгой, но раздосадованной мамы и Димы, который невольно выдал секрет пацанов. Ребята в итоге отделались воспитательной беседой. Это одна из тех фотографий, которая многим из нас напомнит о детстве с его деревьями, заборами, стройками и заброшками».
«Фотографию Дима сделал, когда ездил в Казахстан на выступление. Жоломан (Жоламан) — это станция в Талды-Курганской области, где родилась наша мама. Вообще Дима туда не планировал изначально заезжать и уже в самой поездке спросил у меня точный адрес. В итоге поменял обратные билеты и поехал. Рассказывал, что в Казахстане его очень тепло принимали. А кто‑то даже удивился: „Не думали, что вы из наших, из казахов“».
«Это Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырь. Дима не раз водил меня сюда, когда я приезжала в гости. Мы много гуляли по Пскову, разговаривали и заходили в том числе в его любимые места — а этот монастырь Дима любил. За монастырем изгибается речка Мирожка, и местные в ней ловят рыбу. Как‑то мы гуляли там и увидели какое‑то огромное число рыбаков — и мужчин, и женщин, и детей. Даже не сразу поняли, что тут происходит. Все стояли с удочками в ожидании: кто на велосипеде приехал, кто со своим стулом пришел, кто просто на корточках ловил».
Михаил Краснов
Сооснователь галереи Pennlab
«Люди, страна, боль. Жизнь везде — даже там, где ее по идее не должно быть. Дети, старики, потерявшиеся, красиво без приукрашивания. Все это современно сейчас и, вероятнее всего, еще очень долго будет современно.
В объективе Дмитрия Маркова — душа России. Его фотографии пронзительны и честны, они заставляют чувствовать и думать. Для нас было важно принять участие в организации и проведении выставок Дмитрия Маркова в Москве
и Санкт-Петербурге. Важно по отношению к его творчеству и к его зрителю».
Владислав Ефимов
Фотограф, преподаватель Школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко, куратор выставки
»К сожалению, лично я не был знаком с Дмитрием Марковым. Но его работы мне были известны, и теперь для меня большая честь помогать делать две его выставки в двух столичных городах.
Проект, которым занимался Дмитрий, не касался столиц, он был предназначен для всей огромной страны и говорил с ней на ее языке. Какой это язык и как он говорит со зрителем, мы увидим на выставках, где собраны работы, на мой взгляд, лучшим образом раскрывающие метод и послание автора.
Залог внятности высказывания фотографа, помимо берущего за душу содержания работ, заключается еще и в современных приемах построения изображения. Это стабильный, композиционно интересный квадратный формат и тип компоновки кадра, который взвешенно и убедительно предъявляет нам само устройство пространства, говорящее с нами на языке формы. Симметрия, короткая выдержка, заполнение кадра помогают строить художественный образ — трогательный, поэтичный, исполненный любви к людям и гуманизма».