Из тени в «СВЕТО» пролетая…

Ярославское отделение Союза художников и центр современного искусства «АРС» с 17 декабря проводят молодежную творческую выставку и областной молодежный фестиваль визуальных искусств «СВЕТО».

Задача фестиваля – «продемонстрировать различные оттенки и тона в сегодняшней ситуации в молодом искусстве Ярославля и области, предоставить возможность всем молодым авторам «выйти в свет» или «уйти в тень».

В преддверии открытия фестиваля мы спросили мнение о том, что и как в современном изобразительном искусстве, члена Союза художников России художника Владимира Горячева.

– Это молодежная выставка, в которой принимают участие художники до 35 лет, и устроители ее тоже молодые ребята. Я же делаю экспозицию выставки на правах участника выставочного комитета. Отделяю самый-самый авангард от более или менее традиционной живописи.

– К чему сейчас более живой интерес проявляет публика? К традиционным формам – живописи, графике, скульптуре или же к чему-то совершенно новому – инсталляциям, перформансам и т.д.?

– Естественно, к традиционным. Другое дело, что сейчас в традиционной живописи есть другое деление – реальность и гламур. Попросту говоря, лакировка действительности. И вот второе куда больше привлекает обывателя в традиционной живописи. Такова реальность.

– Зачем публика ходит на выставки? Просто посмотреть, купить что-то из эстетических соображений или подобрать картину под обои?

– Да по-всякому бывает. Кто-то ходит без копейки денег, просто чтобы посмотреть на картины, кто-то просто потому, что «это круто». Но это как раз нормально – сперва человек ходит потому, что «круто», а потом и в самом деле начинает в живописи постепенно разбираться.

– А есть сейчас современные Морозовы и Третьяковы, собирающие произведения художников, которые потом окажутся самыми-самыми?

– Есть такие. Покупают и даже немалые коллекции собрали. Но таких людей, увы, слишком мало, для того чтобы талантливая молодежь могла существовать на доходы от продажи картин.

– На что же тогда молодежь существует? Ведь живут же как-то художники – и даже не жалуются на особую бедность…

– Да кто как. Кто-то ушел в иконопись, кто-то занимается отделкой квартир…

– ???

– Да-да-да. Есть желающие платить деньги за роспись своей квартиры или даже магазина.

– Так это же хорошо! Есть заказы – значит…

– Заказы – тоже вещь такая. Вроде и платят хорошо, но такие при этом ставят художественные условия, что приходится отказываться.

– В Москве одно время была мода на устройство выставок в торговых центрах. Как бы вы отнеслись к такому виду продвижения искусства в массы?

– Я не сторонник такой популяризации. Да и не больно это продуктивно – тот, у кого в кармане денег только на то, чтобы купить курицу, вряд ли купит картину за тысячу долларов. Но есть и другие варианты: некоторые банки проводят выставки у себя в офисах – и выставки неплохие, и с хорошими продажами. Так что банки – это как раз вполне пристойное место для художественных выставок.

– Но есть ведь еще и частные галереи?

– Есть. Но прибыль от этого занятия невысокая. Хорошо зарабатывать могут те галеристы, которые имеют дело с уже достаточно известными художниками и могут продавать с каждой выставки картин на десятки тысяч долларов. Таких частных галерей в Москве-то наберется с десяток, не больше. Остальные «частники»-галеристы – это люди, которые имеют другие доходы, а выставочной работой занимаются для души. Да и покупателей у нас столько нет…

– То есть у начинающих художников выходов два – либо в Москву, либо к Знаменской башне?

- Там художников-профессионалов как раз мало. Что и неудивительно – там цены на картины минимальные, поэтому надо «гнать тираж». Тут уж не до творчества – чего публика изволит.

– А чего публика изволит любить на картине?

– То, что узнаваемо. Прежде всего саму себя, особенно портреты. Бывает, что написан портрет отвратительно: и цветовая гамма ужасная, и краски грязные – но все равно: «Ах, как здорово! Как живой!».

– Наверное, и парадные портреты люди заказывают?

– А как же! Непременно! На фоне любимой машины или дачи – только так. В этом жанре особенно Никас Сафронов преуспел – он желания заказчика знает порой еще до того, как заказчик решит картину заказать. Мол, вам бы надо, наверное, вот так и так… И ведь на ура предложения проходят – это тоже мастерство.

– На кого из молодых художников можно было бы обратить внимание в Ярославле?

– Да вот в том-то и дело, что сейчас не скажешь. Что, на мой взгляд, не очень хорошо – маститому художнику тоже необходима конкуренция, необходимо окружение, «наступающее на пятки», – тогда и мэтры не станут почивать на лаврах. Будем надеяться, что фестиваль «СВЕТО» будет полезен для всех.

Беседовал Антон ЧЕРКОВ

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе