Cosmoscow думает о вечном. Рассказываем о ее некоммерческой программе

Международная ярмарка современного искусства состоится в конце сентября в одиннадцатый раз и впервые — в выставочном комплексе «Экспоцентр».
Арт-фестиваль и ярмарка Cosmoscow 2022 в Москве.
Фото: EPA/MAXIM SHIPENKOV


Список галерей еще формируется, а «художник года», «музей» и «институция года» уже известны.


Cosmoscow остается главным ежегодным событием в российской современной арт-индустрии, хоть и не единственным. Ее сателлит blazar уже обрел собственное лицо; второй раз небезуспешно прошла Ярмарка искусства «1703» в Петербурге, но равняются многие — и художники, и галеристы, и коллекционеры — именно на Cosmoscow. Подерживать статус международной ярмарке сейчас тяжеловато, однако не менее восьми десятков лучших российских галерей — и столичных, и региональных — она соберет.

Место и время определили не сразу. В итоге ярмарка пройдет в зале «Форум» Центрального выставочного комплекса «Экспоцентр» с 29 сентября по 1 октября. Список галерей и того, что они покажут, уточняется, а мы пока расскажем о некоммерческой программе мероприятия, в которой Фонд Cosmoscow представит проекты победителей своих программ 2023 года: «Музей года», «Институция года» и «Художник года».

Так совпало, что пермский Музей современного искусства PERMM, избранный «музеем года» по версии Cosmoscow, как раз осенью переезжает в новое здание — бывший «Мерседес-центр» площадью 7 тыс. кв. м. Музей был основан в 2008 году, стал знаменит в том числе благодаря программе паблик-арта, сейчас в его собрании более 1,5 тыс. произведений, включая работы таких звезд, как Александр Бродский, Анатолий Осмоловский, Николай Полисский, Ольга и Александр Флоренские. Как рассказывает директор музея Наиля Аллахвердиева, «обсуждаются идеи, связанные с прямыми включениями и телемостами между двумя нашим площадками, чтобы аудитория Cosmoscow имела возможность дистанционно присутствовать на открытии музея PERMM, а наша — стала частью московской программы». На ярмарке будет представлен павильон — плод сотрудничества музея с молодым художником Василием Кононовым-Грединым, уже известным инсталляциями и проектами, в которых используется весь спектр художественных средств: от живописи и скульптуры до видео и запахов. Его новая тотальная инсталляция посвящена преображению автосалона в выставочное пространство. По случаю переезда Фонд Cosmoscow закупит для коллекции музея и передаст в дар работы современных художников.


«Художником года» на Cosmoscow стал Артём Филатов. Его инсталляция «Пустой дом» участвовала в IV московской биеннале молодого искусства в 2014 году.
Фото: Музей Москвы


Артём Филатов, ставший «художником года» Cosmoscow, настоящая нижегородская знаменитость. Ни один визит коллекционеров и прочих арт-деятелей в этот город не обходится без посещения студии «Тихая» — независимого самоорганизованного арт-центра с мастерскими и открытым хранением, основанного Артёмом Филатовым вместе с коллегами в 2015 году. Как художник он прославился проектом «Сад имени» в частном крематории Нижнего Новгорода (в соавторстве с Алексеем Корси) — мемориалом новой формации, особым ботаническим садом с аудиоинсталляцией. Для Cosmoscow Филатов готовит проект «Все исчезнет!», связанный с особенностями обычной зеленки. Как известно, бриллиантовый зеленый боится света, и поэтому обладателю произведений, созданных в этой технике, надо подумать, как их сохранить. Художник придумал для этих целей парадоксальные скульптуры — хранилища и капсулы.

«Институцией года» был выбран музей ZAMAN, который создается в Уфе и должен открыться в 2027 году. Пока что это «музей без стен», сосредоточенный на современном искусстве Поволжья, Прикамья и Урала (Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Оренбург, Пермь, Самара, Чебоксары и Челябинск). В «Посольстве» музея рассматриваются разные категории времени: в переводе с тюркских языков ZAMAN и значит «эпоха».

Руководить образовательной программой ярмарки приглашен легендарный Виктор Мизиано, основатель и главный редактор «Художественного журнала», теоретик и практик, человек, с которым в нашей стране ассоциируется само понятие «куратор». Именно Мизиано открыл в Москве в середине 1990-х первую школу кураторов, сам не раз выступал в этой роли на важнейших международных выставках: дважды был куратором павильона России на Венецианской биеннале, делал выставки на Биеннале в Сан-Паулу, Стамбульской и Лионской биеннале, в последние годы осуществил многочастный международный проект «Удел человеческий» 

Автор
Иван ПЕТРОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе