Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Окончив школу Художественного театра в 1905 году, Надежда Комаровская служила в различных московских театрах, была партнершей Марии Ермоловой, Александры Яблочкиной, Александра Южина, Александра Остужева. В 1919-м Комаровская поступила в труппу Большого драматического театра в Петрограде и стала его ведущей актрисой, много преподавала. О своих знаменитых друзьях, в числе которых были Александр Блок, Василий Качалов, Борис Кустодиев, Василий Поленов, Федор Шаляпин, она написала книгу «Виденное и пережитое: из воспоминаний актрисы». Отдельные мемуары незадолго до смерти она посвятила так любившему ее писать Константину Коровину.
С выразительного портрета работы Бориса Шаляпина, ставшего успешным художником сына великого певца, на нас смотрит уверенная в себе эмансипе, свободная женщина новой эпохи. В 1936 году, когда был создан портрет, она жила в Америке и звалась Марией Фьори. В дореволюционной России эту женщину знали под другими именами: Марианна фон Пистолькорс, Дурново, фон Дерфельден. Мать Марианны, Ольга фон Пистолькорс, вышла замуж за великого князя Павла Александровича и стала известна как княгиня Ольга Палей. Этот брак позволил ее дочери вращаться в царской семье и предаваться светским удовольствиям. Марианна оказалась замешанной в дело об убийстве Распутина, ее арестовали, но благодаря протестам и ходатайствам влиятельных друзей выпустили за неимением улик.
Борис Шаляпин. «Портрет актрисы Марии Фьори».
Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
После революции она в третий раз вышла замуж — за графа фон Зарнекау. Бедствовала, но не теряла веры в себя, решив стать актрисой. Судьба свела ее с актером Александром Лаврентьевым, одним из создателей Большого драматического театра в Петрограде. Для его сцены она взяла псевдоним Павлова, по имени отчима. Но тучи сгущались: отчим и брат были расстреляны большевиками. В начале 1920-х Марианна вместе с Лаврентьевым уехала в зарубежное турне. Они обосновались в Риге. Он позже вернулся, а она осталась за границей. Уже под псевдонимом Фьори гастролировала в Лондоне, Париже, Риме, а в середине 1930-х перебралась в Нью-Йорк, где играла на Бродвее и даже снималась в кино. И опять вышла замуж.
ШЕВЧЕНКО ФАИНА ВАСИЛЬЕВНА (1893–1971)
Выражение «кустодиевская красавица» вошло в широкий обиход. Между тем мало кто задумывается, что у этого обобщенного образа существовал и реальный прототип. По свидетельству сына художника, Кирилла, сформулировать идеал русской красавицы Борису Кустодиеву помогла актриса Фаина Шевченко: «Я слышал от отца, что в этой картине он наконец-то нашел свой стиль, так долго ему не дававшийся». В 1914 году, когда Кустодиев с ней познакомился, она уже играла на сцене МХТ и особенно хороша и убедительна была в ролях купчих из пьес Александра Островского. Художник попросил ее попозировать — в результате облик Фаины Шевченко был запечатлен в серии обнаженных красавиц, ее черты угадываются и в купчихах.
Борис Кустодиев. «Красавица». 1921.
Фото: Государственная Третьяковская галерея.
В Художественном театре она служила до 1959 года. Получила две Сталинские премии, звание народной артистки СССР, орден Ленина и другие награды. Забавно, что среди ролей Фаины Шевченко была роль хозяйки магазина в фильме «Произведение искусства» (1959) по Чехову, где интрига закручена вокруг канделябра в виде фривольной обнаженной красавицы.
АННЕНКОВА (ГАЛЬПЕРИНА) ЕЛЕНА БОРИСОВНА (1897–1980)
Художник Юрий Анненков познакомился со своей первой женой Еленой Гальпериной, когда оформлял спектакль Николая Евреинова Homo sapiens в театре «Кривое зеркало». Для Анненкова это был первый опыт в театре, впоследствии он будет много работать как театральный художник. Его избранница — актриса и танцовщица-босоножка, как называли учениц Айседоры Дункан, призывавшей танцевать без обуви, — выступала в разных камерных театрах Серебряного века: у Николая Евреинова, в театре-кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева...
Юрий Анненков. «Портрет Елены Анненковой». 1917.
Фото: Государственный Русский музей
Портрет Елены, созданный в 1917 году, стал одним из шедевров художника: легкий намек на кубофутуристический сдвиг пространства подчеркивает профессию модели, ее стиль движения и отсылает к названию театра «Кривое зеркало», где она работала; яркая внешность и раскованная поза красавицы делают ее и символом художественной богемы.
В 1924 году супруги отправились на Венецианскую биеннале и в Россию больше не вернулись.
НАДЕЖДИНА (БРУШТЕЙН) НАДЕЖДА СЕРГЕЕВНА (1904–1979)
Художники нередко женятся на балеринах — вспомним хотя бы Пикассо с Ольгой Хохловой. Не избежал этой участи и Владимир Лебедев, знаменитый ленинградский живописец и иллюстратор детских книг, не устоявший перед грацией Надежды Надеждиной. Возлюбленную он запечатлел в графической серии «Танцовщица» (1927), а также в это время написал ее портрет в кокетливой шляпке.
Владимир Лебедев. «Портрет Надежды Надеждиной». 1927.
Фото: Государственный Русский музей
Она родилась в Прибалтике, танцу училась в Петрограде у Агриппины Вагановой, карьеру начала в Москве, в Большом театре. Однако рамки классического балета Надежде Надеждиной оказались тесны — с 1930-х она начала выступать на эстраде и сама сочинять хореографические номера, а в 1948-м придумала свое главное детище — хореографический ансамбль народного танца «Березка». Ансамбль с его знаменитым номером — плавным девичьим хороводом — превратился в один из символов советской культуры и цивилизации, объездив с гастролями полмира.
ВЕЧЕСЛОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА (1910–1991)
«Дымное исчадье полнолунья, Белый мрамор в сумраке аллей, Роковая девочка, плясунья, Лучшая из всех камей. От таких и погибали люди, За такой Чингиз послал посла, И такая на кровавом блюде Голову Крестителя несла» — знаменитое стихотворение Анны Ахматовой 1946 года «Надпись на портрете» посвящено балерине Татьяне Вечесловой.
Тот самый портрет был написан художницей Валентиной Ходасевич, племянницей поэта Владислава Ходасевича, во второй половине 1930-х годов. Сейчас он хранится в частном собрании семьи балерины из известной еще в XIX веке театральной династии и специально предоставлен на выставку. На нем Татьяна Вечеслова изображена в момент наивысшей славы и признания публики: в 1930-е прима блистала на сцене Кировского (ныне — Мариинского) театра в знаковых для советского балета постановках (в 1929-м — «Красный мак», в 1930-м — «Эсмеральда», в 1931-м — «Болт» и «Карнавал», в 1932-м — «Пламя Парижа», в 1934-м — «Бахчисарайский фонтан»).
Валентина Ходасевич. «Портрет Татьяны Вечесловой». Вторая половина 1930- х.
Фото: Собрание А.С.Кузнецова-Вечеслова и О.О. Хрусталевой
Как вспоминала ее подруга и соученица по училищу Галина Уланова, «она захватывала своим талантом не только зрителей, но и нас, артистов, — мы всегда за кулисами толпились, чтобы ее посмотреть». Они выступали и дуэтом, пока их пути не разошлись: Уланову пригласили в Большой, Вечеслова осталась в Ленинграде. После завершения исполнительской карьеры в 1953 году она много преподавала, возглавляла Ленинградское хореографическое училище, среди ее учеников был, например, Михаил Барышников.
СПЕСИВЦЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА (1895–1991)
Раритеты из частной коллекции — несколько картин и письмо — рассказывают на выставке историю романтической любви в духе купринского «Гранатового браслета». Двадцать четвертого декабря 1919 года балерина Ольга Спесивцева получает письмо от 19-летнего художника Владимира Дмитриева. К этому моменту она уже звезда сцены, солистка Мариинского театра, прославившаяся гастролями в Америке с антрепризой Дягилева, где ее напарником был Вацлав Нижинский, она в зените своего таланта. И вот юный обожатель отправляет ей восторженное письмо, снабженное рисунками, где объясняется в любви и умоляет о милости — встретиться с ней.
Фрагмент письма Владимира Дмитриева.
Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
«Я знаю, — уверяет он, — что я напишу картину, которая совершит чудо духовного перерождения и явится исцелением от всех современных бедствий (когда она будет написана, я не знаю), но где-то в этой картине будет место, по праву принадлежащее Вам». На следующий день Ольга Спесивцева посещает мастерскую художника: «Здравствуйте! Я пришла».
Владимир Дмитриев написал несколько картин, вдохновленных образом балерины. Он стал известным ленинградским театральным художником. Умер в 47 лет от тяжелой болезни.
Владимир Дмитриев. «Балерина у окна»/«Мадонна». 1922–1923.
Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Она в 1924 году эмигрировала во Францию, танцевала в Парижской опере, стала международной звездой благодаря «Русским балетам» Дягилева. С 1939 года жила в США, 20 лет провела в психиатрической лечебнице. В 1963-м была помещена в дом престарелых американского Толстовского благотворительного фонда, где и окончила свои дни
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
«Суд Париса. Рождение богини»
До 21 апреля