Хороший повод пойти в музей всей семьей — выставка «Как рождается сказка: книжные миры Бориса Диодорова» в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля.
Фото на анонсе: goslitmuz.ru
Известный художник, иллюстрировавший произведения Андерсена, Лагерлеф, Линдгрен, Тургенева, Аксакова, в ноябре прошлого года отметил 85-летие. Экспозиция, впрочем, посвящена не только Диодорову, но и его супруге: поэтессе, актрисе Карине Филипповой, ушедшей из жизни в октябре 2019-го. Куратор Анна Багулина, хранитель музейных предметов отдела фондов живописи и оригинальной графики ГМИРЛИ, призналась:
— Я стояла у истоков этой выставки. С самого начала мы решили, что проект будет посвящен Карине Степановне, поскольку понимали: она, скорее всего, не сможет его увидеть.
Фото: goslitmuz.ru
Карина Филиппова окончила Школу-студию МХАТ, играла в спектакле «Вечно живые», которым в 1956-м открылся будущий «Современник». Песни на ее стихи исполняли Клавдия Шульженко, Майя Кристалинская, Валентина Толкунова. Двум творческим личностям обычно непросто ужиться друг с другом. Однако Карина Степановна и Борис Аркадьевич за почти 50 лет брака не расставались ни на секунду. Диодоров признается: встреча с будущей женой перевернула его жизнь:
— Карина никогда не тянула одеяло на себя, всегда во всем уступала. А я только сейчас понял — она дарила мне свет с момента нашего знакомства. Если бы мы не встретились, не было бы этой выставки, да и со мной непонятно что стало бы. А так каждый день у нас был наполнен радостью. Мы не боялись ничего терять. Помню, она в первый раз пришла ко мне в мастерскую, увидела заказы. Сказала: не нужно над этим работать и над этим тоже не нужно. А вот над этим можно. Говорю: «Кариш, а жить-то как?» Ответила: «Господь не оставит». А когда мы, по ряду обстоятельств, оказались без крыши над головой, предложила: «Давай покажу тебе родные красивые места — Верхневолжье». Мы уехали и нашли там свой рай. Оказалось, он существует и на Земле.
Экспозицию открывают два портрета, написанные Диодоровым: изображение любимой супруги и автопортрет. Выставка построена как книга, каждый зал — отдельная глава. Первый раздел — биографический: детские фотографии — трехлетний Боря, со светлыми кудрями, весело и дерзко смотрит в камеру. Взрослый снимок — художник слегка улыбается, в руке — сигарета, а взгляд тот же: смешливый, живой. Потрепанные «корочки» Московского союза художников, Госкомиздата СССР. Фото деда художника — Леонида Диодоровича Диодорова — урожденного Смирнова, сменившего фамилию после революции: боялся, что большевики перепутают с известными ювелирами. Представитель купеческого рода, он владел восьмикомнатной квартирой на Зубовском бульваре, где и появился на свет будущий художник, — кстати, совсем рядом с нынешним ГМИРЛИ.
Следующие залы посвящены творчеству Бориса Аркадьевича: от ранних вещей до шедевров, вроде «Чудесного путешествия Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (1978) и «Русалочки» (1997–1998). Впрочем, даже «пустячки», например рисунки к книге Герцеля Новогрудского «Маленький Тыук едет в Москву» (1962) или иллюстрации к книге Льва Кассиля «Будьте готовы, Ваше высочество!» (1969), сделаны безупречно.
Фото: goslitmuz.ru
Акварельные и гуашевые рисунки сменяют офорты. На выставке можно увидеть инструменты художника, а также станок, за которым он работал. Подобно мастерам Средневековья и Возрождения, Диодоров увлекся трудоемкой техникой. Сам признается: всегда работал медленно, годами. Но — парадокс — сумел оформить более 400 книг за почти 60 лет.
Хиты выставки, конечно, иллюстрации к сказкам Андерсена: «Русалочка», «Дюймовочка» (2003–2004), «Снежная королева» (1992). Недаром Диодоров получил Гран-при Андерсена в Оденсе — из рук датской принцессы. Эти вещи, как и иллюстрации к книге Алана Александра Милна «Винни-Пух и Все-все-все» (1985–1986), поражают богатством деталей: каждый лист можно рассматривать часами. А вот оформление «Путешествия Нильса» куда лаконичнее: отпечатки напоминают старинные японские гравюры.
На выставке показана и «кухня» художника. В частности, создание иллюстраций к книге Яна Улофа Экхольма «Тутта Карлссон Первая и Единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» (1974): от цветных акварельных зарисовок до черно-белых офортов. Можно проследить, как менялся первоначальный замысел, добавлялись новые штрихи.
Борис Диодоров — художник-перфекционист, современный подвижник, уехавший в деревню и глушь, отдавший часть недавно полученной Президентской премии на развитие собственного музея, посвященного Пушкину, — и не в столицах, а в Погорелом Городище в Тверской области. Он жертвует работы в ГМИРЛИ — в фондах институции находится уже свыше 900 произведений мастера. А еще щедро делится опытом со своими учениками, среди которых, например, Евгения Лоцманова, получившая Премию президента РФ для молодых деятелей культуры.
— Мне было 70 лет, когда я оказался в Московском университете печати имени Федорова, — вспоминает Борис Диодоров. — Удалось создать творческую мастерскую: Центр полиграфических искусств. К нам начали приходить талантливые, работоспособные, интеллигентные студенты с большой душой. И в первый раз я позавидовал — по-хорошему, поскольку в их возрасте работал хуже. За них я по-настоящему счастлив.
Выставка продлится до 5 апреля.
«Как рождается сказка: книжные миры Бориса Диодорова»