В Москве прошли первые слушания по уличному искусству

Чиновники и художники хотят выяснить, какой стрит-арт нравится жителям спальных райнов

В Москве стартовал проект «Образы округа». С 8 по 10 ноября художники и власти проводят три пилотных встречи с москвичами и выясняют их отношение к уличному искусству в спальных районах столицы. 

Жителям дается полная свобода творчества: они могут предлагать сделать граффити, поставить скульптуры, разбить необычный сад. Корреспондент «МН» побывал на первой встрече в районе Беляево.

Украшение здания на улице Трубной (дом 15) граффити площадью 180 квадратных метров «Цирк» райтера Алексея Медного

© РИА Новости. Антон Белицкий

На первые в истории Москвы «публичные слушания по паблик-арту» в местную галерею «Беляево» на Юго-Западе пришло всего двадцать человек. Половина из них — даже не местные жители. Видимых причины две: вечер пятницы и скучный анонс: «8, 9 и 10 ноября в Юго-Западном, Северном и Восточном округах Москвы состоятся открытые обсуждения, направленные на выявление образов и символов этих округов». Поэтому Анне Нистратовой, куратору проекта и художнику, пришлось на первой же встрече разъяснить, что подразумевается под «выявлением»: «Мы хотим узнать, что думают сами жители об общественных пространствах. Какие культурные объекты там можно разместить, что это будет за искусство и что люди хотели бы видеть в качестве символов своих районов».

Затем Анна Нистратова прочитала почти часовую лекцию об истории паблик-арта. На слайдах поочередно мелькали нью-йоркские небоскребы в стиле арт-деко, американские интерьеры тридцатых, мозаичные панно за коммунизм в СССР и граффити в метро. По сути, это был незавуалированный намек на то, что целый век уличного искусства прошел для района Беляево практически незаметно (не считая памятной «бульдозерной выставки» советских авангардистов в 1974 году, которая закончилась разгоном с участием милиции и применением бульдозеров). А значит местные жители могут смело предлагать что угодно — нарисовать граффити, поставить скульптуру, смастерить мозаичные панно или разбить необычный сад. Впрочем, когда Нистратова показала слайд, на котором на брандмауэре дома была нарисована ублажающая сама себя девушка, люди в зале уже приготовились спорить, а допустимо ли такое уличное искусство. Но организаторы быстро свернули дискуссию, заявив, что страстную девушку образец брать не будут.

А какая у нас цель? Показать реальное лицо района, привлечь новых людей сюда, или надо найти какую-нибудь самую безобразную стенку и закрасить ее?

Наконец, перешли и к самим обсуждениям — что можно сделать в ЮЗАО. Но жители не совсем понимали, что от них хотят:

— А какая у нас цель? Показать реальное лицо района, привлечь новых людей сюда, или надо найти какую-нибудь самую безобразную стенку, которую никак нельзя закрыть, и закрасить?

Анна Нистратова задумалась: «Важны любые предложения. Скажем, давайте попробуем ответить на вопрос: «Где ты живешь? Чем славится район?» Это сработало, жители тут же оживились. «Беляево — это самая высокая точка Москвы!», — предложил парень. «У нас огромное количество жутких недостроенных зданий. Это в районе улиц Бутлерова и Обручева. Вряд ли их хозяин будет против, если ему предложат бесплатно расписать», — высказалась женщина в большой коричневом балахоне.


Портрет Майи Плисецкой в Москве

© Культурология.рф

Спустя десять минут становится понятно — слушатели неплохо подготовились к встрече, а в теории паблик-арта разбираются не хуже Анны: «Беляево — спальный район. Здесь широкие, большие пространства, и все закольцовано в кварталы. И это очень удобная площадка для граффити. У нас пару лет назад даже приглашали художников — они закрашивали дома». Вспомнили и недавнее граффити бразильского художника Эдуардо Кобры, который на торце дома на Большой Дмитровке изобразил Майю Плисецкую.

Читать интервью о том, почему архитектура района Беляево — уникальное нематериальное наследие, достойное охраны ЮНЕСКО

«Вы знаете, стрит-арт очень подходит этому району, — говорит Елена Генералова, участница встречи. Сама она живет на Динамо, но работает в беляевской галерее хранителем. — Мне кажется, тут живут очень угрюмые люди. Даже когда к нам приходят посетители, они очень грустные. Я стараюсь с ними общаться, чтобы вселять в них какой-то позитив». Девушка Александра Тростенко живет в ЮЗАО и интересуется историей района. «Я ратую за концептуализм. Было бы интересно как-то обыграть «бульдозерную выставку» с помощью паблик-арта, напомнить про эту историю», — предлагает девушка.: «Я занимаюсь экоискусством. Видели на Доме книги на Арбате сделали надпись мхом? (ко дню города на фасаде здания выложили из мха надпись «Москва — зеленый город» — прим. «МН») Я предложил повторить подобный опыт в округе», — говорит молодой человек Павел.

Проект «Образы округа» пройдет в экспериментальном режиме в трех московских округах — ЮЗАО, САО и ВАО

Большинство пожеланий жители и участники встречи в итоге оставили на бумажках. По идее, все предложенные инициативы соберут, а профессиональные художники сделают по их мотивам эскизы уже настоящих арт-проектов. Правда, окончательно решать, появятся ли после этого реальные объекты, будут чиновники из Департамента культуры.

«Хотим увести потребителя культуры из центра»

Анна Нистратова, организатор проекта «Образы круга», независимый куратор

«Мне кажется, что все хорошо прошло. Да, людей пришло не так много, но, с другой стороны, это все были очень заинтересованные люди. И то, что они сказали, это было то самое, что мы и хотели получить. Первые конкретные предложения по определенным адресам – что и как сделать.

Сейчас мы делаем маленький исследовательский проект, который перерастет в общегородскую культурную политику. Все эти исследования нужны для того, чтобы составить новую карту новой культуры Москвы. Мы хотим в итоге увести потребителя культуры из центра. И, самое главное, донести до него главную мысль: любой человек может приехать в другой район Москвы, например, в Новогиреево и там тоже найти что-то интересное.

Мы проведем эти встречи. Составим брифы по итогам. Потом объявим открытый конкурс на эскизы. И ждем их не только от уличных художников, которые всегда участвуют в подобных конкурсах, но и от детских и взрослых художественных студий, студентов и художников-монументалистов».

Григорий Набережнов

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе