О том, чем на сегодняшний день является стрит-арт, — социальным высказыванием, произведением искусства или эпатажем — рассуждают собеседники «Известий».
Фото предоставлено Музеем уличного искусства
Первый и единственный в России Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге (Музей стрит-арта) открыл новый выставочный сезон экспозицией «Через границы / Сквозь ограничения». 17 художников из разных стран представили свой взгляд на стремительные и неоднозначные миграционные процессы, происходящие в мире.
Площадкой для мастеров стал внутренний двор петербургского завода по производству слоистых пластиков. На стенах — зрелищная коллаборация мастера стрит-арта Гайя и уличного художника из Балтимора Мата Руда. Истории латиноамериканских мигрантов, ставшие основой работы, друзья-художники увидели в документальном фильме FYI.
Вот портрет женщины, сын которой погиб в пустыне, пытаясь добраться до Северной Америки. Возле ее скорбного лица — вещи сына, которые ей выдали в полицейском участке.
Фото автора
Другой постер посвящен способам перехода границы. Над морем летит самолет, а внизу плывет резиновый плотик с прижавшимися друг другу людьми — так художники демонстрируют социальную пропасть между жизнью благополучных людей и беженцев.
Корейская художница Яцу Янг привлекла к созданию своего произведения мигрантов из Средней Азии. На белой стене оставлены тысячи отпечатков пальцев. Приступая к творческому процессу, люди окунали руки в красную краску. Такие отпечатки в Корее используют вместо привычной нам подписи.
Фото автора
Проблемы беженцев — не первая острая тема, анализировать которую взялся музей. Но в отличие от акций протестного уличного искусства групп «Война», Pussy Riot или Петра Павленского участники выставок Музея уличного искусства стараются не выходить за пределы культурных границ.
Хотя именно в уличном искусстве отделить художественность от социального высказывания, протест от откровенного эпатажа непросто.
Основатель и директор питерского «Стрит-арт музея» Андрей Зайцев считает, что в уличном искусстве художником является не тот, кто переводит на стены разные изображения, но тот, кто минимальными средствами может впечатлить зрителя, заявив при этом о своей жизненной позиции.
— У каждого стрит-артиста есть мечта поменять мир в лучшую сторону. Главная цель — посредством неожиданных вещей добиться того, чтобы человек остановился и задумался, — говорит директор музея.
Фото автора
Экспозиция «Через границы / Сквозь ограничения» действительно призывает к размышлению. Закрепленную на массивной дымовой трубе растяжку с надписью Go home видно из любой точки района.
— Многим эта надпись может показаться дерзкой. Но это лишь вопрос восприятия, потому что на самом деле художник этой фразой хочет сказать, что пойти домой в наше время — это привилегия. Далеко не все могут иметь дом, семью, родную землю, — считает директор по развитию Музея уличного искусства Татьяна Пинчук.
Фото автора
Что хорошо, что плохо в уличном искусстве, решает зритель, и только он. В этом «уличных» коллег поддерживают искусствоведы академических музеев.
— Допустимой грани нет, она в фантазии и воображении человека. Вся проблема в зрителе — он сам выбирает, где у него болит, а где не болит, — считает заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков.
По мнению эксперта, есть только одно ограничение, которое должны учитывать художники.
— Искусство не подвержено никаким законам, кроме административного и уголовного права. Если художник занимается членовредительством в отношении других людей, то это наказуемо уголовно. Если он что-то повреждает — административно, — уточняет Дмитрий Озерков.
Выставка «Через границы / Сквозь ограничения» продлится до 24 сентября.