«У всех будет всё»: федеральные урбанисты предложили объединить Ярославль, Кострому и Иваново

Они уверены, что это даст импульс к развитию городов.
Ярославль, Кострома и Иваново могут слиться в одну синурбию
Фото: Александра Савельева


Федеральные урбанисты предложили объединить Ярославль, Кострому и Иваново в единую территориальную структуру. На пресс-конференции в «Тасс» 27 апреля директор научно-исследовательского и проектного института городского транспорта Москвы «МосТрансПроект» Александр Поляков и доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Тарас Вархотов представили свою книгу «Terra Urbana. Города, которые мы п…м». Последним словом, по мнению авторов, может стать «понимаем», «построим» или «потеряем». Так вот, чтобы не потерять большую часть российских городов, урбанисты предложили их объединить — по три города. Каждую такую конструкцию они назвали синурбией. И таких синурбий в стране может возникнуть, по их мнению, много.



«Жить в одном городе, а отдыхать в другом»

— У нас в 2013 году было 1128 городов. Сейчас их 1098. При этом, если смотреть статистику с 1991 по 2013 год, 801 город потерял численность. И это всё мелкие города. Крупные, миллионники растут, приобретают население. Встает вопрос, как сделать так, чтобы эти средние города жили? Возникла идея создания синурбии, где три относительно средних или крупных города (но не миллионника) соединены между собой железнодорожной связью, позволяющей проехать из города в город за 30 минут — 1,5 часа. Соответственно, люди смогут жить в одном городе, отдыхать в другом, — отметил Александр Поляков.



Почему именно три города?

Ученые объяснили, почему за основу объединения взяли именно треугольник.

— Это конструкция, в которой любой город находится от двух других примерно на одинаковом расстоянии. В каком бы городе ты ни жил, два других для тебя одинаково достижимы. При других фигурах мы такой ситуации не получим. Всё, что оказывается внутри треугольника, тоже одинаково удобно достижимо из любой точки на периметре, — сказал Тарас Вархотов.

Урбанисты говорят, что при объединении трех средних городов получится что-то вроде одного большого. При этом он не становится единым в плане сплошной застройки. Каждый остается отдельной единицей.

— У нас много старых маленьких городов с большой историей, которые потихонечку умирают. Люди хотели бы в них остаться, но проблема в том, что во всех этих городах чего-то нет. Люди вынуждены ехать туда, где есть всё. Соединив три города, в которых есть разное, получаем конструкцию, когда у всех есть всё, — добавил Вархотов.



К соседям на электричках и самолетах

Как это может выглядеть в реальности, ученые объяснили как раз на примере Ярославля, Иваново и Костромы.

— Расстояние от Ярославля до Костромы по прямой меньше 80 километров. На таком же расстоянии от Ярославля и Костромы находится Иваново. В Костроме 277 тысяч населения, в Иваново — 400 тысяч, в Ярославле — 600 тысяч. Сейчас эти города непривлекательны для крупных компаний с точки зрения вложения инвестиций. Но они все уже соединены железными дорогами. Правда, ехать из Иваново в Ярославль на электричке — 3 часа 40 минут. Это катастрофически не позволяет связать между собой эти города и создать из них единую экономическую зону — точку роста. С другой стороны, у нас ходила электричка из Костромы до Ярославля за 1 час 50 минут. Сейчас там запустили «Ласточку». Она идет 1 час 5 минут. И это коренным образом уже сейчас меняет ситуацию. Уже много людей, которые живут в одном городе, работают в другом. И не составляет труда, если концерт в Ярославле, сесть в электричку в Костроме и доехать за час. То есть люди уже живут в единой экономической зоне. Осталось соединить еще с Иваново. При этом возникнет новая экономическая точка роста — Нерехта, которая располагается между этими городами. Здесь можно размещать логистические центры, парки развлечений, куда за полчаса можно привезти ребенка. А в городе с населением 200 тысяч не каждый инвестор может себе позволить построить крупный парк, потому что потребителей мало, — рассказал Александр Поляков, который сам родом из Ярославля.

Кроме железнодорожного транспорта связать города, по мысли ученых, могут водный транспорт и малая авиация. Урбанисты уверены в том, что синурбии смогут составить достойную конкуренцию городам-миллионникам в плане экономического развития. А по качеству жизни, возможно, и обойдут их, потому что больше людей сможет жить в частных домах, на природе и при этом иметь возможность быстро добраться до медицинского или образовательного учреждения. Также синурбия даст импульс развитию сельского хозяйства и малых городов внутри треугольника.

— Количество посетителей музея, например в Угличе, возрастет в разы, так как он уже будет относиться к миллионному населенному образованию, — добавил Поляков.

Напомним, до этого в Ярославской области возникали идеи по объединениям только внутри региона. В 2011 году бывший губернатор Сергей Вахруков поделился мыслью создать агломерацию, которая объединяла бы в себе Ярославль, Тутаев и Рыбинск. Эти города должно было связать хорошее транспортное сообщение. Правда, авторитетный столичный специалист в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич тогда не совсем разделила эту идею. По ее мнению, объединить Ярославль с Тутаевом еще можно было бы. А вот Рыбинск, по ее мнению, слишком далеко от областного центра, чтобы объединять их. Позже с идеей объединения районов Ярославской области выступал заместитель губернатора по внутренней политике Юрий Бойко. Но эти планы остались на бумаге. Единственное объединение, которое официально состоялось, — это объединение Переславля и Переславского района.

Автор
76.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе