ШУМЕТЬ РАЗРЕШАЕТСЯ: Что нужно, чтобы реанимировать районную библиотеку?

Совсем немного, считают авторы нового городского проекта: кофе, печенье, бесплатный Интернет и лекции на актуальные темы.

Библиотеки станут чем-то вроде городских гостиных, где можно будет не только читать, но и общаться, работать на своем ноутбуке, используя бесплатный Wi-Fi, или на стационарном компьютере. Кроме того, там будут проходить лекции и кинопоказы.

Сергей Авдуевский / ИДР-Формат

Большинство районных библиотек в Москве сегодня пустует. Интернет-сервисы, где можно бесплатно скачать все что угодно, и стремительно дешевеющие карманные ридеры делают их просто ненужными. По крайней мере молодежи. При таком раскладе библиотеки можно, конечно, закрыть. Но в столичной мэрии решили иначе. После ряда удачных проектов по переустройству столичных парков и музеев департамент культуры Москвы взялся за реорганизацию библиотечного пространства. Ответственным за реформу назначили книготорговца, издателя и куратора разнообразных книжных фестивалей Бориса Куприянова. Плюс пригласили голландских архитекторов. И начались перемены, которые должны в корне изменить московские библиотеки.

По задумке Бориса Куприянова, библиотеки станут чем-то вроде городских гостиных, где можно будет не только читать, но и общаться, работать на своем ноутбуке, используя бесплатный Wi-Fi, или на стационарном компьютере. Кроме того, там будут проходить лекции и кинопоказы.

Из 440 городских библиотек в этом году решили обновить пять. Это Библиотека им. Ф.М. Достоевского в центре, на Чистопрудном бульваре, а также четыре библиотеки на окраинах, в спальных массивах: библиотека «Проспект» и Библиотека им. 1 Мая на Ленинском проспекте, Библиотека семейного чтения в Перерве, а также библиотека на Аргуновской улице. Пару недель назад две из них — «Проспект» и Библиотека им. Достоевского — открылись для посетителей. Записывают туда всех желающих без ограничений, время работы продлено до 22 часов. Фонды стали открытыми: это значит, что можно взять любую книжку с полки и читать ее в помещении библиотеки без заполнения всяких формуляров. Раньше так можно было брать только газеты и энциклопедии. В новых библиотеках можно получить под залог ридеры и читать то, что интересно.

В Библиотеке Достоевского еще спешно доделывают потолок и расставляют книги, даже комната директора завалена строительным мусором, а единственный по-настоящему чистый угол — около окна. Впрочем, несмотря на это, библиотека работает, и даже воскресным вечером там было полно посетителей. Окна не занавешены шторами, как обычно в библиотеках, так что залы хорошо просматриваются уже с бульвара. Бесконечные горшки с цветами убрали, чтобы не захламляли пространство. Внутри, слева от входа, расположен лекторий. В тот день, когда мы были в библиотеке, там проходила лекция, как можно дешево ездить по Европе. Молодой парень показывал на мониторе фотографии и рассказывал, как он за три копейки автостопом объехал целый ряд европейских стран.

Постепенно лекторий заполняется, слушатели — в основном молодые люди 20—30 лет. Они берут чашки с кофе и усаживаются на разноцветных пуфиках-трансформерах из магазина IKEA. «Раньше мы в основном собирались по квартирам, да и проектор не всегда находился, а теперь можно сюда приходить всей компанией и бесплатно просматривать фотографии», — говорит Василий, член клуба путешественников Couchsurfing.

В соседней комнате — автомат с горячими напитками. Цены щадящие — 25—30 рублей за чашку. Тут же дверь во внутренний дворик, где следующим летом собираются поставить стулья и устроить читальный зал на свежем воздухе. И не исключено, что во дворике со временем появится и кафе.

Если подняться из читального зала вверх по лестнице, то попадаешь в помещение с длинными стеллажами. В этом зале в углу есть удобный закуток, где находятся стационарные компьютеры. Это так называемый тихий зал для желающих уединиться и спокойно поработать, чтобы никто не мешал.

Библиотеки изменились внешне. Но работать в них продолжают прежние библиотекари. И, честно говоря, они пока относятся ко всему происходящему без особого энтузиазма. «Я что-то не сориентируюсь никак в том, что происходит, вы меня не спрашивайте, как я этому отношусь, все равно ничего не скажу», — цедит сквозь зубы женщина-библиотекарь. При этом она наотрез отказывается называть свое имя. «Вы лучше другого библиотекаря спросите, Наталью Ивановну, она может вам расскажет», — завершает она разговор со мной. Но пообщаться с Натальей Ивановной так и не удалось. В тот день в библиотеке ее не было. Говорят, она очень переживает за котов, которых выселили, и за убранные с подоконников фикусы — местную оранжерею.

Впрочем, на месте сидит дежурный библиотекарь. Это миловидная женщин лет сорока, которая работает здесь уже восемь лет. Она также не горит желанием обсуждать новые порядки. Она сидит в концептуальном кресле в окружении большого количества лампочек в духе Филиппа Старка и явно чувствует себя не совсем уютно в переоборудованном пространстве.

«Никуда, наверное, не деться от этих изменений, жизнь меняется, все меняется, как бы ты к этому ни относился, но я вижу, что молодежи и даже людям старшего возраста это нравится, — словно успокаивает она себя. — Сейчас вообще, наверное, сложно, потому что переходный период, а потом все потихонечку наладится. Ругать ничего я не хочу».

Впрочем, некоторые причины для недовольства у библиотекарей все-таки есть. Так, библиотека теперь работает до 22 часов, а, по словам сотрудников, зарплату им не подняли. «Зарплаты заморожены — что было, то и осталось», — говорит наша собеседница. «Раньше мы вообще принимали все книги, а теперь, по новым порядкам, архитектор никаких лишних вещей даже на столе не разрешает, поскольку они портят пространство, — рассказывает женщина. — Приезжает из Голландии и говорит, что если столик так стоит, так и должно остаться».

Есть и другие причины, почему библиотекарям сложно смириться с новыми порядками. «Вон там, в углу, теперь можно оставить любые книги, — указывает она на небольшое трюмо. — Но если их никто не возьмет, не знаю, что с ними будет. Раньше у нас были налажены каналы, и мы рассылали книги по детским домам, тюрьмам, сотрудники-энтузиасты этим занимались, а сейчас все, нет такой возможности, нам не разрешают, у нас раньше были подсобочки в библиотеке, где мы хранили эти книги, а сейчас нет — это не вписывается, так сказать, в концепцию».

Как объясняет директор библиотеки Алексей Бородкин, комнаты просто решили открыть для посетителей, а не делать из них подсобки. Он сам сидит в небольшой комнатке. Алексею всего 31, и директором библиотеки он стал около двух месяцев назад. По образованию он философ и раньше работал в отделе систематизации Ленинской библиотеки и главным библиографом в Библиотеке иностранной литературы. Однажды пришел к Борису Куприянову с предложением открыть новый книжный магазин в Москве. Однако вместо этого согласился пойти работать в библиотеку. «Борис заинтересовался моим опытом и предложил работу», — рассказывает Алексей Бородкин. «С людьми, которые тут работают, все удалось решить благополучно, я думал, будет намного хуже, старые правила работы библиотеки и расстановки комнат входят в небольшой конфликт с модернизацией, но все более-менее гладко, на удивление, прошло, — говорит он о первых результатах реформ, добавляя, что ни к каким увольнениям прибегать не пришлось. — В целом проект успешный получился, люди ходят мимо, заглядывают в окна и заходят».

Сейчас Алексей Бородкин занят решением организационных вопросов: как скорее закончить затянувшийся ремонт, расставить все компьютеры и книги. «Интернет у нас не лимитирован, равно как и пользование компьютерами, и мы надеемся, люди будут использовать библиотеку для работы», — говорит он. В будущем Алексей Бородкин надеется, что здесь будет проходить много «гуманитарных» мероприятий: «Библиотека только открылась, а постоянно приходят новые люди, хотят что-то делать».

К вечеру посетителей в библиотеке прибывает: некуда повесить пальто, в лектории не протолкнуться. Найти стулья для вновь прибывших все сложнее. «Мы еще находимся в стадии восстановления, еще пока не всю мебель привезли, появятся и новые рабочие места, и новые столы-трансформеры для работы, и другая мебель», — обещает директор библиотеки.

В этом году создатели проекта переустройства библиотек обещают начать проектирование еще пяти библиотек. Они уже отобраны: это Библиотека им. Ахматовой, Библиотека им. Лермонтова, библиотека на Полимерной улице, Библиотека им. Иванова в поселке Сокол и библиотека в Зеленограде. В перспективе — переоборудование и остальных московских районных библиотек. Борис Куприянов говорит, что в начале следующего года будет разработан регламент по ремонту. Тогда и начнется глобальная перепланировка.

АВТОР: НАТАЛЬЯ ЕРЕМИНА

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе