Сергей Соловьев: «Я стал почти хантымансийцем»

Президент кинофестиваля «Дух огня» — о том, как Югра превратилась в кинематографический край.

1 марта в Ханты-Мансийске открывается XII Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». В самый разгар приготовлений президент кинофестиваля Сергей Соловьев нашел время, чтобы пообщаться с корреспондентом «Известий».

Фото: Кирилл Зыков

— Завтра открытие. А как всё начиналось?

— Началось всё с того, что мне очень понравился город Ханты-Мансийск. Где-то в начале нулевых я приехал сюда с фильмом «Нежный возраст», и город произвел на меня невероятное впечатление. Я тогда еще подумал, что все города у нас в глубинке должны быть похожи на Ханты-Мансийск. Я поговорил с властями, сказал: «Давайте сделаем фестиваль, это нужная, полезная вещь!». Мое предложение нашло отклик, мы начали искать людей, фильмы.

Я позвал Сашу Абдулова арт-директором. И дело пошло. После ухода Саши команда практически не меняется. Программный директор и вице-президент фестиваля — сценарист Мария Зверева, главный отборщик — кинокритик Андрей Плахов. Фестиваль для меня теперь как второй дом. За эти годы я стал почти хантымансийцем (смеется).

— Как возникло название и почему был выбран такой формат — «фестиваль дебютов»?

— Очень просто. Я вычитал, что в центре древних верований народности «ханты» находился дух огня. Для них было жизненно необходимо сохранить огонь и передать его следующим поколениям. Мне показалось, что это очень мудрая, мощная идея.

Фестиваль действительно создан для дебютантов, но это не значит, что он исключительно молодежный — скорее межпоколенческий. Здесь встречаются и совсем молодые дебютанты, и признанные мастера. Мы решили попытаться создать благоприятную среду для диалога между поколениями, чтобы огонь продолжал гореть.

— Фестиваль следит за судьбой своих призеров?

— Конечно. И можно констатировать, что нормально она сложилась. Многие прочно утвердились в профессии, теперь получают награды на других фестивалях. Конечно, первый приз ничего не гарантирует, но «Дух огня» — это стартовая площадка, и уверен, что всех наших победителей ждет прекрасная творческая и профессиональная судьба.

— Как бы вы сформулировали цель фестиваля?

— Целей — множество, но самая главная — это поддержание кинематографа как огромного культурного явления в жизни народа и в жизни людей. С одной стороны, люди смотрят хорошее, человеческое кино, с другой — кинематографисты снимают фильмы и точно знают, что их кино увидит вдумчивый, доброжелательный зритель.

— Кто к вам только не приезжал — Пьер Ришар, Хью Хадсон, Джафар Панахи… Поделитесь секретом, как вы заманиваете звезд?

— Благодаря сарафанному радио все легко соглашаются. Первое время, конечно, иностранцы даже не могли выговорить название города. Тот же Ришар никак не мог научиться. А сейчас все очень легко произносят «Хан-ты-Ман-сийск» — и в Европе, и в Азии и в Северной Америке. Компания киношников вообще довольно тесная, все со всеми общаются, и теперь все знают, что здесь весело, что «Дух огня» — это совсем не академический фестиваль. И это самый надежный пиар.

— Что из сделанного за 10 лет кажется вам наиболее важным?

— Когда мы начинали «Дух огня», в городе была всего одна киноплощадка на 30 мест. А сейчас мы размещаемся в большом комплексе «Югра-Классик». Я много где побывал: и в Венеции, и в Канне, и могу сказать, что «Югра-Классик» ничем не уступает. Несколько лет назад на этом месте находился котлован. Я сам на бумажках рисовал примерный план фестивального дворца. Всё создавалось с нуля общими усилиями. Не было такого, что мы спустились на парашютах и перед нами предстал прекрасный город.

— Можно ли говорить, что фестиваль пробудил интерес к кино у местных жителей?

— Более чем. Ханты-Мансийск — это университетский город, здесь интеллигентная публика. На каждом фестивале мы ведем большую просветительскую, если так можно сказать, работу, проводим мастер-классы. Вы знаете, что мы настояли, чтобы в городских школах ввели преподавание кино? И по нашей просьбе «Мосфильм» подарил свою коллекцию фильмов ханты-мансийским школам?

Мы начали с того, что стали формировать зрителя. Нельзя сказать, что весь Ханты-Мансийск бросил бурить нефть и стал смотреть кино. Но совершенно точно — у нас есть своя аудитория, которая с каждым годом увеличивается. Это очень трудоемкое, но самое перспективное вложение сил. И уже видны результаты. За считаные годы Ханты-Мансийск стал кинематографическим городом. Здесь с интересом смотрят самые лучшие, самые красивые, самые сложные фильмы со всего мира.

— Девизы смотра каждый год меняются. Как возникла эта идея?

— Девиз — это слишком громко сказано. Просто мы стараемся посвящать каждый фестиваль каким-то значимым событиям или памяти выдающихся кинематографистов. Например, однажды посвятили смотр гениальном режиссеру Михаилу Константиновичу Калатозову. В прошлом году обратились к теме спорта и физической культуры в честь приближающейся Олимпиады, и не зря. Ханты-Мансийск — очень спортивный город. Не случайно, одну из 13 российских золотых медалей в Сочи принес биатлонист Алексей Волков, местный герой.

— В этом году тема кинофорума звучит как «Человек и нефть». Почему только сейчас вы обратились к этой теме, ведь, кажется, само собой напрашивается — Югра, нефть?

— Просто мы столкнулись с удивительной ситуацией — на фестиваль приезжает огромное количество людей, и большинство понятия не имеет, что такое на самом деле нефтедобыча. Верят в какие-то бабушкины сказки. Поэтому мы решили, что было бы интересно, если бы сами нефтяники развеяли все слухи и легенды вокруг нефти. Мы запланировали большое количество просвещающих мероприятий. Фестиваль начнется с выдающейся документальной картины «Последствия. Мир без нефти», а закончится великой «Нефтью» Пола Томаса Андерсона.

— Расскажите о вашей личной фотовыставке «Жизнь со скоростью 1/100 секунды», которая пройдет в рамках фестиваля.

— А что рассказывать — это смотреть надо. Выставку мы только вчера смонтировали, получилось 100 с лишним фотографий. Никакой концепции нет. Я снимал всю свою жизнь, и жизнь оказалась очень насыщенной. Мне довелось общаться с многими прекрасными людьми, но у меня не было цели их всех заснять.

Я не снимал, как Михаил Александрович Ульянов сидит и читает газету «Правда». Меня это не интересовало. Меня интересует поворот головы, посадка плеч, что это за человек и как устроен белый свет. Когда я купил свой первый аппарат, мне сказали: «Не бойся выдержки и диафрагмы. Когда яркое солнце, ставь сотую выдержку и диафрагму на 16 — и всё будет хорошо». Вот так и жизнь прошла, как одна сотая секунды. Надеюсь, что людям это всё будет интересно.

Николай Корнацкий

Известтия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе