Почти по Марксу: эра первоначального накопления культурного капитала в Ростове

Когда в Ростове собрались поставить самоварный памятник В.И. Ленину, я от участников то ли обсуждения, то ли публичных слушаний услышала: "Хотят своему Ионе Сысоичу памятник ставить - пусть ставят в кремле. А мы хотим - Ленину!".

Ну, и эти люди с активной жизненной позицией поставили "своему" Ленину памятник в центре города. Мэрия, изобразив готовность обсуждать вопросы и слушать народ, - народ выслушала и изобразила готовность исполнять желания народа.

Хочут - пусть получут.

Получилась очень цельная и ясная по смыслу композиция. Стоит вождь мирового пролетариата посреди древнего города, сориентированный - как храм. Задом на восток, лицом на запад, на заходящее солнце. На Успенский собор. На разваливающиеся кварталы центра города. 

Купцы, строившие здесь лавки и дома, старались на себя. И на город - когда строили Гостиный двор. Все же - на себя и в этом случае: город получал доход от сдачи лавок в аренду, вкладывал деньги в ремонт улиц и бульваров. Но - не в косьбу травы на валах, это работу город сдавал с торгов.

За годы Советской власти здания, составляющие эти кварталы, потеряли хозяев, побыли народным имуществом, дождались новых хозяев. Какие дожили - те и дождались. Некоторые не дожили, некоторые сейчас готовы сгинуть. Про них говорят о каких-то страшных "процентах износа". Понятное дело - изнашивали до последнего, до того, чтоб кирпичи в порошок рассыпались.

Новые хозяева сейчас пребывают в стадии первоначального накопления культурного капитала.

Этот процесс - гораздо более длительный, трудоемкий, мучительный даже - в отличие от накопления злата-серебра и ценных бумажек. И предсказать невозможно, чем в каждом конкретном случае завершится процесс.

Для иных, например, процесс может остановиться на моменте осознания важности устройства аптек - и они будут удивляться и удивляться: почему другие не разделяют их страсти к созданию аптек!

Другие всю жизнь проживут с соображением о том, что памятник - это Ленин, а столетний дом с резными наличниками - развалюха, которой надо сгореть, и красота будет - в ангарного типа ТЦ на месте пожарища.

Третьи деньги вложат не только в строительство аптек и памятников Ленину, оленю, лосю и какому-нибудь поречскому огурцу (или угодичской капусте?), но еще и в воспитание-обучение родных детей. И вот эти-то люди окажутся дальновиднее всех. Поскольку они вкладываются в будущее - и обеспечивают если не себе, то детям и внукам возможность накопления вот этого самого культурного капитала.

Возможно, случится трагедия, возможно, кроха сын придет к отцу и спросит: "Отец, ты почто вот здесь древнюю постройку срыл - и поставил аптеку?!" И отец ответит: "Аптека - это ж хорошо!".

А сын (не кроха, наверное, а какой-нибудь уже противный подросток), обученный умными учителями, повидавший если не в России, то в Италиях-Британиях иное обращение с культурным наследием, будет гнуть свое: "Нет, папа, ты не прав. Ты загубил объект культурного наследия, и мне стыдно за тебя перед друзьями".

И будет конфликт отцов-детей, внуков-дедов. Но будущее - за детьми. За внуками. Им предстоит виниться перед миром за проступки предков.

Ох, "Ивановский текстиль" - обнаружила вдруг такую вывеску... Какие-то непонятные упражнения на вывеске с латинскими буковками.



Автор: Люба Мельник

Ростовская земля. История и культура

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе