No Longer Empty: художественное освоение пустот

Пустые дома производят гнетущее впечатление. Жители из соседних домов начинают обходить их стороной. Возникают зоны отчуждения, вычеркнутые из повседневной жизни города. Между тем, художники ищут помещения для своих мастерских, а галеристы — для выставок. Группа активистов No Longer Empty вышла к жителям Нью-Йорка с предложением, а почему бы не проводить выставки в заброшенных помещениях, участвовать в которых может каждый?

No Longer Empty (буквально — «больше не пустует») это союз художников, арт-критиков, урбанистов, университетских профессоров, обычных жителей и владельцев недвижимости в Нью-Йорке. Их всех объединяет желание вернуть жизнь в пустые помещения, число которых сильно выросло после кризиса 2008 года. Проект, по-новому подошедший к решению проблемы упадка городских кварталов, был выбран в качестве одного из участников американского павильона на архитектурной Венецианской биеннале 2012 года. И как было замечено в пресс-релизе, этот проект «был создан в мрачные послекризисные дни начала 2009 года», когда галереи закрывались, художники уезжали, а офисные помещения пустовали.

Современные художники XXI века, точно также как и их собратья в веке XVII или XIX, хотят, чтобы их знали, любили, и как следствие — покупали. Художникам хочется, чтобы это происходило желательно при их жизни, а не сильно позже как в случае, например, с Ван Гогом. Для реализации этой успешной программ в первую очередь нужно выставочное пространство и галерист или куратор, который будет заниматься организацией выставки. Казалось бы, простая формула, для реализации которой ничего не требуется, кроме обоюдного желания и свободного пространства галереи.

До финансового кризиса 2008 года, эта схема более или менее работала: кураторы выставляли, художники шли к ним с предложениями, определённая часть публики посещала эти выставки, а еще более определенная покупала новые работы. Однако, кризис внес свои поправки. И в США, и в других странах галеристы и арт-дилеры должны были решать, как действовать в жесткой ситуации роста арендной платы за выставочные залы в сочетании с падением продаж почти до нуля. Никто не хотел покупать произведения искусства, и никто не хотел давать помещение для выставок. Кто-то объединялся с коллегами в новые ассоциации, кто-то вернулся к квартирным выставкам, а кто-то начал искать новые решения.



Идея создать No Longer Empty родилась мартовским днем 2009 года за ланчем. Ее придумали независимый продюсер Ашер Реми-Толедо и Манон Слоум, которая в том время была куратором в Художественном Музее Челси (одного из ведущих среди специализирующихся на искусстве XX –XXI вв.). Ашер в одном из интервью вспоминал, как всё началось: «Манон сказала мне, что по дороге она видела, по крайней мере, двадцать пустых помещений в восьми кварталах. И тогда мы решили придумать что-то такое, что позволило бы использовать эти пустые пространства. Так и родилась идея создать No Longer Empty».

Как происходит выбор помещения для выставки, и кто является инициатором

Если на первом этапе помещения искали сами кураторы, то сегодня инициатива исходит от горожан. Получив приглашение, команда No Longer Empty выезжает на объект и начинается исследовательская часть подготовки. Изучается история, архитектурные особенности пространства, его значение для квартала через встречи и разговоры с жителями района. «До того, как мы определимся с выбором выставочного проекта, нам важно прочувствовать дух и уникальность этого пространства», — говорят в No Longer Empty.

Как выбираются художники

«Мы ходим по студиям и общаемся с художниками. Иногда приходим в мастерскую увидев работу на другой выставке». Это могут быть, как известные, так и новые имена, как зарубежные, так и местные художники. Когда выбор сделан, художника приглашают посмотреть помещение, поговорить с жителями, и принять участие в «исследовательской работе».




Как и кем готовится помещение к выставке

Подготовка помещения производится профессионалами так же как к любой другой выставке в музее или выставочном зале. Всё чистится, если надо красится, устанавливается выставочный свет, делается развеска и монтаж экспозиции. И затем — открытие, на которое приглашаются как профессиональное арт-коммьюнити, так и коммьюнити данного квартала. На сайте и в соцсетях создаётся страница выставки, где публикуется информация обо всех событиях.

В целом над проектом работает команда из десяти человек, плюс волонтёры. Подготовка занимает от одного до шести месяцев. Примерный бюджет оценивается от 15 000 до 120 000 долларов (в зависимости от масштаба выставки). За финансирования отвечает команда No Longer Empty, которая пользуется поддержкой как государственных, так и частных организаций.

За плечами No Longer Empty уже более десятка выставочных проектов проведенных по всему городу, а также организация творческой лаборатории для кураторов и программ для детей и подростков на основе выставочных проектов No Longer Empty. Помимо выставок волонтеры и команда No Longer Empty развивают направление, которое на сайте находится под рубрикой «культурный туризм». Это взгляд на район через призму выставок, галерей, дизайнерских магазинов, и других художественных акций. Непосредственным результатом работы стали пешеходные карты, например таких районов как Бронкс или Лонг Айленд. Скачать карты можно прямо на сайте.

Автор: Анна Гусева

UrbanUrban

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе