Учитель Людмила Павловна Донина работает в интернате 30 лет, где заведует школьным музеем. Более полувека на территории усадьбы располагается школаинтернат №2. Педагоги и ученики как могут сохраняют парк: убирают мусор, ветошь, вырубают заросли кустарника. Но сам памятник спасать некому.
– Года три назад сюда приезжал Никита Михалков, – вспоминает Людмила Павловна. – Все бродил между развалин, восхищался свежим воздухом. Еще бы! Предки знаменитости посадили уникальный парк – липа, сирень, боярышник, кедр, дуб.
Власти Рыбинска давно просят Никиту Сергеевича взять шефство над усадьбой, но он с согласием взвалить на себя реставраторскую ношу не торопится. Дворянский склеп сейчас переоборудован под сарай, на кладбищах разбиты огороды. Местные власти говорят, что коренную реконструкцию усадьбы не потянут. На это в казне нет средств.
Руководство интерната неоднократно обращалось в городскую администрацию с просьбой передать усадебный комплекс в частные руки, хотя бы за символические деньги. В этом случае появился бы шанс на восстановление уникального памятника. Тем более и закон такой появился. Но администрация и памятник не восстанавливает, и частника не пускает. Не так давно здесь появился арендатор, но и он к судьбе памятника безучастен. Писали педагоги челобитную прежнему губернатору – просили помочь найти инвестора, били в набат, но все без толку.
Подходишь поближе к барским постройкам и ужасаешься. По периметру наметились угрожающие трещины. Подходить близко к зданию – смертельный трюк!
А ведь в историческом плане Петровское просто уникально. В 1504 году село впервые упоминается в духовной грамоте Ивана III, а позже оно стало вотчиной дворян Михалковых, предок которых – Тимофей Михалков – был дьяком самого Дмитрия Донского. В 3040х годах XVIII века здесь появилась первая постройка. Она много раз перестраивалась, но все равно сохранила очарование минувшей эпохи.
– Никому наша усадьба не нужна, – с горечью подытоживает педагог Людмила Донина, – ни городу, ни области, ни Михалковым.
Помогите Петровскому, иначе будет слишком поздно!
Светлана Будилкова
Караван-Рос