Легко ли быть велосипедистом в Ярославле

Корреспондент «Комсомолки» на своем опыте выясняла, как обезопасить себя на дорогах города


Я добираюсь на работу на велосипеде. А что, очень удобно! Не трачу деньги на маршрутки, не толкаюсь среди пассажиров (летом-то приятного мало), укрепляю здоровье, на работу приезжаю бодрая и свежая. И заметила, что в последнее время на двухколесный транспорт пересаживается все больше ярославцев. Есть даже целое сообщество велосипедистов Ярославля! Но при таком массовом увлечении этим видом спорта для любителей велосипедов в городе много препятствий.


Дорога или тротуар?

Как только вы решаете, что впредь будете перемещаться по городу на велосипеде, сразу встает вопрос: по дорогам или по тротуарам? В Правилах дорожного движения за 2011 год много говорится о велосипедных дорожках. Но их нет. Значит, выбираем из того, что осталось.

По дороге можно двигаться только в крайнем правом ряду, не дальше, чем в метре от края, или по обочине. Это понятно: велосипедисту с его скоростью нечего делать в потоке движения. Про пешеходные дорожки и тротуары в ПДД ничего не сказано, поэтому делаем выводы из практики: ни я, ни мои знакомые не видели, чтобы у нас штрафовали или просто останавливали велосипеды на тротуарах. Я сотню раз ездила мимо сотрудников ДПС и никогда не интересовала их. Кроме того случая, когда зазевалась и помешала маневру служебной машины.

Свои минусы есть везде. На тротуаре очень раздражает лавировать между пешеходами, особенно когда гуляющая компания образует «живой щит». Тут или съезжай на траву, или сигналь, как бешеная, или плетись за толпой до ближайшего поворота. К тому же, тротуар постоянно прерывается из-за боковых улочек, бордюры часто бывают слишком высокими, а пандусы есть не везде.

Автомобильные дороги в этом смысле удобнее. Но ПДД для меня, недавнего пешехода, - темный лес. Лишний раз с толку сбивает общественный транспорт, особенно маршрутки, которые могут остановиться в любом месте. В общем, нервничать и приспосабливаться приходится везде. Иногда едешь с потоком транспорта, но перед перекрестком становится как-то неуютно и приходится заезжать на тротуар и перебираться по зебре. В итоге все сводится к тому, что велосипедист движется то по автомобильным правилам, то по пешеходным.

Все свое вожу с собой

У велосипедиста должно быть несколько нужных вещей, облегчающих жизнь. Самое главное - звонок и фонари. Белый фонарик на руле пригодится везде, если ехать придется в сумерках или темноте. Задний - красного цвета - важен при движении по дороге, чтобы водители видели велосипед. Иногда вместо этого ставят светоотражатели, но фонари надежнее. Есть еще куча мелочей, с которыми спокойнее и приятнее кататься:

- держатель для фляжки - цепляется на раму, облегчает рюкзак, при некоторой сноровке можно пить на ходу;

- спидометр - не слишком нужный, но занимательный агрегат;

- насос - если в дороге проколет колесо, далеко не уедешь, но хотя бы немного подкачать получится;

- запасная камера и набор ключей-шестигранников - вместе с насосом превращаются в «ремонтный набор» и позволяют при небольшой сноровке разбираться со многими проблемами прямо в пути;

- подседельная сумка - в нее можно сложить шестигранники, камеру и другую полезную мелочь.

Все для комфорта

На велосипеде можно ездить далеко не в любой одежде. Во-первых, нельзя надевать широкие джинсы или спортивные штаны, потому что правая штанина сразу же постарается зацепиться за звездочку. Последствия - от рваных штанов до потери управления и болезненного падения. Лучше купить специальные рейтузы или хотя бы ездить в бриджах или шортах. Во-вторых, нужна куртка на случай, если замерзнешь из-за встречного ветра. Кроме нее, хорошо бы иметь в рюкзаке плащ-дождевик, потому что никакой зонтик над собой, разумеется, не откроешь.

В-третьих, лучше ездить в головном уборе и в темных или обычных очках, чтобы пыль, тополиный пух и мошки не летели прямо в глаза.

Обувь лучше выбирать спортивную или просто удобную, чтобы она не слетела на ходу. Для долгих поездок пригодятся перчатки, чтобы не стереть руки. А еще на любой предмет одежды можно нашить светоотражатели, что в сумерках сделает вас более заметным для водителей.

Банный день

Даже в сухую погоду велосипед постепенно пачкается и покрывается пылью, а если не повезет ехать в дождь, то на колесах, раме, тормозах и цепи чистого места не останется. Незначительные загрязнения можно мыть самостоятельно. Но некоторые детали, например, дисковые тормоза или звездочки, отмыть полноценно не получится, со временем они начнут хрустеть и поскрипывать из-за забившегося песка.

Поэтому лучше помыть своего двухколесного друга, как автомобиль, - на мойке. Главное, не забыть предупредить, что не нужно никакого моющего средства, снять фонари и все, что лучше не мочить.

Главные правила

Где бы вы ни ехали, нужно знать набор элементарных правил.

Сигнал поворота - вытянуть правую или левую руку в соответствующую сторону.

Сигнал торможения - поднять руку.

Нужно остерегаться припаркованных вдоль обочины машин. Водители могут в любой момент начать движение или внезапно открыть дверь.

Нужно сбавлять скорость перед лежачими полицейскими и другими препятствиями.

На тротуарах надо опасаться собак, маленьких детей, других велосипедистов, в местах массового катания - роллеров.

Обязательно тормозить перед выездом из-за угла! Из личного опыта.

Отправляемся за покупками

Существует множество разных фирм, разных типов велосипедов (городские, кросс-кантри и т.п.), и все это желательно хоть в какой-то мере изучить в Интернете. Но в любом случае самый явный показатель качества - цена. Хорошие велосипеды specialized любой фирмы стоят от 15 - 20 тысяч. В цену заложено много показателей - мягкость хода, бесшумность, надежные сплавы, качественные крепления, удобное седло… перечислять можно долго. Частично вам помогут и объяснят эти детали продавцы.

Места продаж:

- уличные «развалы», расположенные или в районе спортивных магазинов или вообще отдельно. Иногда здесь сидит просто подрабатывающий паренек, который, кроме цены, ничего не знает. Хотя бывают и исключения;

- собственно спортивные магазины, где, кроме велосипедов, продаются тренажеры, спортивная одежда и так далее. Консультанты почти всегда нормально объясняют, помогают с выбором, но могут не пояснить мелочей и деталей, поскольку должны знать понемногу обо всем в магазине;

- специализированные веломагазины, продающие только велосипеды и все необходимое к ним. Здесь существует возможность заказа по каталогу, наиболее грамотные консультанты сами в большинстве случаев заядлые велосипедисты.

Надя ГОРБАЧЕВА

КП-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе