(фото Дарья Мантуленко)
Журналист: Привет, Соня. Глупый вопрос, почему кальянная?
С.Д: Здравствуйте. Почему нет?
Журналист: Это же место для отдыха,интерьеры такие. Как вас пустили?
С.Д: Не вижу никакой странности, прекрасное место для художественного высказывания. Пустили спокойно, мы умеем строить диалог. При том, если вы заметили, мы довольно часто устраиваем интервенции в разные пространства, не предназначенные для выставок, где обыватель невольно становится соучастником.
Журналист: Окей, тогда причём здесь труд?
С.Д: Вы представляете труд кальянщика? Он как пчела бегает целый день, но что он производит? Дым? Что получает клиент? Эстетическое удовольствие, разговор? Нам показалось это схоже со зрителем перформанса, спектакля и др.
Журналист: Что за работы представлены на выставке? Цветные дома?
Что это значит?
С.Д: “Досуговые”, “рабочие” учреждения, в большинстве, советского периода, не функционирующие или уничтоженные сегодня. Вообще, написать слово ТРУД арабской вязью, это ли не здорово? Для людей центральной Азии, северного Кавказа, это слово имеет другое значение.
Журналист: С точки зрения визуального или смешивания контекстов?
С.Д: Думаю и так, и так.
Журналист: Поймет ли это обыватель?
С.Д: Может быть, подсознательно. Если исторически посмотреть, кальянные появились в России в 2011. За это время произошел огромный сдвиг: от пошлых дешёвых заведений до лакшери ресторанов в центре Москвы. С этого же примерно времени, “обычный курильщик”стал для общества чем-то вроде опухоли, которую надо всячески вырезать: специальные места в ТЦ, в фильмах плашки снизу, рекламу запретить и т.д.
Журналист: В таком разрезе, возникновение кальянных неслучайно?
С.Д: Именно. Сегодня, сейчас это идеальное место для диалога, критики.
Журналист: Не понимаю всё равно, про те здания.
С.Д: Попробуйте взглянуть на них как на форму. Знаете картины де Кирико или супрематизм?
(закуривает)
Журналист: Понял. Это тотальный фотошоп?
С.Д: Ну да, убрали кинотеатр и теперь есть ЖК. Это тоже фотошоп.
(смеется)
Журналист: На выставке я получил квест-схему.
С.Д: Мы разбирались с пространством, вписывали работы. На инструкции был указан адрес, состояние зданий на сегодня, размер работы, чтобы человек мог заинтересоваться, сопоставить, вспомнить. Можете представить, сколько людей трудились, чтобы их построить? А сколько людей там работало? А теперь мы их берем ,вырезаем, помещаем в место, где молодёжь играет в PlayStation и рассказывает о преимуществах капитализма.
Журналист: На открытии, в одной комнате, были люди и я не увидел одну работу.
С.Д: Это же классно! Прийти на выставку, не увидеть работу, потому что кто-то закрылся в комнате и курит кальян.
(смеется)
Вы бы могли как-то исхитриться и посмотреть между штор.
Журналист: Я подумал об этом, но лучше зайду в будни. На открытии многие не обсуждали выставку, а просто отдыхали.
С.Д: Естественно. Мы не их родители, чтобы каждого ловить и учить. На двери есть афиша, кому нужно может спросить. Было решено не «путать» зрителя излишней настройкой, приставаниями. Может быть, мы поспешили.
Журналист: Не понятно же ничего!
С.Д: А почему должно быть понятно? В этой логике мы должны открыть выставку с названием «Море», где будут картины с морем?
Журналист: Это скучно. Вообще, было как-то странно, неуютно внутри.
С.Д: Правильно. Общество заражено зрелищем, «причесыванием». Всегда нужен кликбейт, чтобы картинки, чтобы сменялись,сверкали и т.д. Насчёт труда - его стоит рассматривать через досуг. Скажите, что делает студент, рабочий, менеджер в свободное время? Предлагают ли ему государственные институты что-то, кроме торговых центров и туристических поездок? Вам нравится эта реальность? Мне нет. По-моему, мы застряли в настоящем и не можем помыслить будущего. Труд, который мы проделываем каждый день, на 60% бесполезен. Если менеджеры разного звена завтра не выйдут на работу, ничего не изменится. В мире миллионы проблем, а мы делаем бредовую работу, почему?
Журналист: А какой труд что-то меняет?
С.Д: Врач, учитель, инженер.
Журналист: Что с этим всем делать?
С.Д: Продолжу. Почему молодой человек должен идти в “Пятерочку”, работать по 12 часов, вместо того чтобы работать вдвое меньше и , например, учиться на вечернем в институте, а потом, не влезая в ипотеку, купить квартиру? Или это и есть равные возможности для всех?
Журналист: Вы говорите абсолютно безумные вещи.
С.Д: Мы дошли до той ступени, где можем сделать труд на 70% автоматизированным. У нас есть всё, чтобы жить счастливо! Другой вопрос, власть не готова к этому. Во-первых, нужно вкладываться в модернизацию, во-вторых, предоставить некоторую свободу людям. Страшно же!Легче скинуть с себя горстку социальных обязательств, сделать труд еще более дешёвым и продолжать отупление. Но самое горькое, что мы сами смирились с этим. Никто не может представить, что он сам может что-то изменить.
Журналист: А как?
С.Д: Маленькими шагами, через низовые инициативы, просвещение, пробуждение самосознания.
Журналист: Вы очень интересно рассказываете, есть над чем подумать. Выставка продлится неделю?
С.Д: Да, на закрытии будет лекция Русского философа Александра Монтлевича. Обязательно всем быть.
Журналист: Хорошо. Вы конечно меня немного повергли в шок. С одной стороны, звучит как революционная правда, с другой стороны - шизофреничный бред.
С.Д: Любая идея, которая предлагает изменения сейчас, звучит так. Думаю, Маркса тоже в свое время дурачком называли. Тот же Дугин 20 лет был просто шизом-маргиналом, а теперь - видный идеолог. Кроме самой идеи, нужно на ней настаивать. Чем дольше, тем лучше.
Журналист: Вы как будто в туман меня загнали.
С.Д: Сначала туман, потом труд.
Журналист: Как-то грустно.
С.Д: Надо пережить момент трудности – «перестройки». Поработаем лет 15, а потом наступит «общество досуга», где мы будем работать 4 часа в неделю.
Журналист: Звучит как фантастика. Кто должен приложить усилия?
С.Д: Все вместе ,или вы хотите переложить это на кого-то? Начнем с простого – фантазирование.
Журналист: Хорошо, надо попробовать. Какие у вас планы?
С.Д: Планов много, не будем раскрывать. Впереди новый год. Мы хотим в новом году, чтобы вы доверяли ПЕРЕКОПУ как знаку качества. Это всегда будет спорно, интересно, скучно, непонятно. Не стоит бояться! Слышите про нас , видите афишу - бегом на выставку, показ, концерт и т.д. Без совместных усилий ничего не получится изменить!
Журналист: Звучит как манифест, призыв и агитация.
С.Д: Только так!
Журналист: Будем следить за ПЕРЕКОПОМ и доверять вам.
С.Д: Вы уже начали! Ждем остальных. До новых встреч.
Журналист: До свидания.
записано 12.12.2022