Из артистиков в актеры
В Ярославль Шишигина направили в 1960 году приказом Министерства культуры, после того как бывший руководитель Волковского Петр Васильев ушел в Московский театр сатиры. Новый режиссер привез в Ярославль и одного из своих лучших актеров – Владимира Солопова.
– Когда мы познакомились в 1953 году, я был таким артистиком в узких, модных тогда брючках, – с улыбкой вспоминает Владимир Алексеевич. – А в полноценного актера превратился благодаря именно Фирсу Ефимовичу.
Из Воронежского драматического театра, где до этого работал Шишигин, его отпускали с большим сожалением. Труппа даже хотела выстроиться живой стеной от театра до находящегося неподалеку вокзала, откуда уезжал режиссер, лишь бы его остановить.
– А я тогда играл главные роли в девяти из тринадцати постановок, – говорит Владимир Солопов. – И когда подал заявление, меня тоже решили не отпускать любыми способами, угрожали даже засудить.
Тогда Шишигин обратился к министру культуры Екатерине Фурцевой, сказав о Солопове: «Он мне нужен». И вскоре в Воронеж приехал начальник управления театров Министерства культуры, чтобы лично решить все вопросы и препроводить актера в Ярославль. А уже на следующее утро Солопов с Шишигиным репетировали первый на Волковской сцене спектакль «Кредит у нибелунгов».
– В постановке были заняты самые крупные ярославские актеры того времени. Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы, – вспоминает Солопов. – Это была новая эстетика, новое звучание. При этом Фирс Ефимович всегда ставил перед собой цель – пропагандировать принципы русской культуры, ее традиционность. Вообще я считаю, что за последние годы в стране не появлялось более русского режиссера.
Гипноз педагогики
В 1962 году усилиями Шишигина в Ярославле открыли театральное училище, в 1966-м Волковский получил звание академического и орден Октябрьской Революции, в 1967-м здание театра реконструировали. Под руководством режиссера Волковский переживал творческий взлет: он разъезжал с гастролями не только по всей России, но и по миру.
– С труппой мы объехали 29 стран, – говорит Владимир Солопов. – Были в Париже, Токио, Нью-Йорке, Вашингтоне, Каире, Берлине.
Не раз блистали постановки Шишигина и на главной площадке страны. Ярославская пресса в 1965 году захлебывалась от гордости: «Аншлаг – это успех. И в данном случае успех нашего театра, который в эти дни показывает свои спектакли на кремлевской сцене. Живо реагирует на гастроли волковцев столичная печать. Появились первые отклики и рецензии в «Советской России», «Известиях», «Советской культуре», «Московской правде».
Шишигин считался мастером эпического жанра. Его «Панфиловцы», «Мятеж на Волге», «Царь Юрий», «Федор Волков» стали примерами спектаклей с филигранно созданными массовыми сценами. Для таких постановок режиссер задействовал колоссальное количество актеров: оба состава труппы (основной и вспомогательный), студентов, а иногда еще и солдат из подшефных воинских частей. Зато и результат того стоил: зрители Волковского могли наблюдать и масштабные батальные сцены, и светские приемы, и коронации правителей.
Один из студентов Фирса Ефимовича, ныне народный артист России Виктор Гвоздицкий в своей книге «Последнее» вспоминает: «Он владел гипнозом педагогики! Его боялись, обожали, боготворили, он мог со всеми сделать все! Увлечь, заставить, покорить, уговорить, включить! Когда Фирс вел занятия, тишина была торжественная; пиетет – как у тяжелых больных к всемирно известному хирургу. Впрочем, мы во многом и были больные. На самом первом занятии Фирс сказал: «Кто хочет уйти, сможет это сделать только сейчас. Потом уже не сможете». И действительно, из шишигинских массовок уйти было невозможно. Репетировал он часами, до полного изнеможения артистов и студентов. Мы все валились с ног, а Шишигин был ничего себе – бодр и свеж. Казалось, он вовсе не нуждался в отдыхе».
При этом режиссер никогда не повышал на актеров голос, всегда внешне оставаясь спокойным.
– Ни разу не слышал его крика, – говорит Владимир Солопов. – Если же Шишигин был недоволен, например, моей игрой, то подходил к сцене и своим низким голосом произносил: «Володька, ну это Ростов-Дон...» (актерскую карьеру я начинал в Ростове-на-Дону). И сразу становилось понятно: куда-то я не в ту степь загнул.
7 вопросов
Многие годы Владимир Солопов оставался премьером Волковского театра, играя главные роли почти во всех спектаклях. Воспоминаний о легендарном наставнике у него накопилось на целые мемуары, но актер предпочитает оставаться просто рассказчиком.
– Помню, однажды он обратился ко мне со словами: «Возьми «Мудреца», почитай, будем ставить». Я пошел в театральную библиотеку, искал эту пьесу два дня. Безрезультатно. Было стыдно, но пришлось обратиться к Фирсу Ефимовичу: «У нас такой книги нет, я все обыскал». «Ой, дураки! – засмеялся тот. – Неужели непонятно? Это Островский, «На всякого мудреца довольно простоты».
Так и появилось название спектакля «Мудрец», который прошел на Волковской сцене более 300 раз, с 1967 по 1970 год.
– Для многих актеров Фирс Шишигин оставил огромное профессиональное наследие, – говорит Владимир Алексеевич. – Я вот навсегда запомнил его наказ: «Для того чтобы сыграть роль правильно, именно так, как написал автор, ты должен ответить на семь вопросов: кто? где? когда? что? почему? как? А самый главный вопрос: зачем? Нельзя играть бездумно, не видя перед собой цели и не понимая, что твой герой хочет сказать миру. Ответом же на вопрос «как это сделать?» может быть только талант».
Анна КОУЗОВА
"Ярославский Регион"