Проза жизни. Театральные премьеры по неочевидным произведениям

В театре все чаще появляются спектакли по прозе.

Свобода инсценировки привлекает режиссеров сильнее, чем интерпретация пьес, уже имеющих жесткую структуру. «Сноб» выбрал недавние премьеры московских театров



«Люблинский штукарь», театр «Шалом»
По одноименному роману Исаака Башевиса-Зингера 

Режиссер: Яна Тумина


Афиша спектакля «Люблинский штукарь»
Фото: пресс-служба


Написанная на идише книга нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера логично встраивается в репертуарную политику театра «Шалом». С историей об исключительно одаренном и очень обаятельном циркаче, который запутался в собственных любовях и философии, работала Яна Тумина — петербургский режиссер, создающий спектакли на стыке визуального и драматического театра.



«Голод», МХТ им. А. П. Чехова 
По одноименному роману Кнута Гамсуна

Режиссер: Елизавета Бондарь


Сцена спектакля «Голод»
Фото: Александра Торгушникова


Роман, частично основанный на биографии самого Гамсуна, лег в основу спектакля Елизаветы Бондарь. Герой «Голода» — человек в пограничном состоянии. Голодающий писатель, чей талант не востребован, заполняет мир вокруг фантомами собственных фантазий.

Этот текст Гамсуна вызвал неожиданный всплеск интереса: эскиз по роману полтора года назад в Воронежском камерном театре делал Дмитрий Лимбос, а Сергей Тонышев выпустил по нему студенческий спектакль «Илаяли», который идет в Театральном центре СТД РФ «На Страстном». 



«Ночные дороги», фестиваль «Твой шанс | ГИТИС fest»
По одноименному роману Гайто Газданова

Режиссер: Ася Князева


Сцена спектакля «Ночные дороги»
Фото: пресс-служба


Гайто Газданов поддерживал Белую армию, поэтому в 1920 году был вынужден эмигрировать во Францию, где больше двадцати лет проработал таксистом. Собранные за это время истории о ночных поездках, пьющих философах и философствующих пьяницах, о дамах, время которых уходит, и проститутках, которые берут свое, несмотря ни на что, превратились в роман «Ночные дороги». 

Ася Князева, в свою очередь, превратила его в поэтичный спектакль, который окутает зрителей парижским мороком и создаст на сцене не город любви с открыток, но томно текущую ночную жизнь ХХ века.



«Приглашение на казнь», Театр им. М. Н. Ермоловой
По одноименному роману Владимира Набокова

Режиссер: Марина Брусникина


Сцена спектакля «Приглашение на казнь»
Фото: пресс-служба


Автора трудно назвать неочевидным, а вот роман «Приглашение на казнь» — не самое известное произведение Набокова. Театральный по своей природе, миражный, построенный на антитезе очевидного притворства и усталой честности, на переодеваниях, воспоминаниях, множащихся мирах, текст легко вписался в пространство сцены. Марина Брусникина часто работает с прозой разной степени современности и умеет это делать так, что слово заполняет театр, но не подвергается иллюстративному упрощению.



«Симон», Театр им. Вл. Маяковского
По одноименному роману Наринэ Абгарян 

Режиссер: Денис Хуснияров


Репетиция спектакля «Симон»
Фото: пресс-служба


Наринэ Абгарян — одна из самых заметных русскоязычных писательниц и потенциально театральный автор. Самую известную ее повесть, «Манюню», поставила в РАМТе Рузанна Мовсесян, а спектакль по книге «С неба упали три яблока» в зеленоградском Ведогонь-театре выпустила Татьяна Тарасова.

«Симон» — бестселлер четырехлетней давности. Это история о бедном каменщике Симоне из горного армянского городка. Вернее, пять историй, которые расскажут влюбленные в него женщины.



«Деревянные кони», Театр на Таганке 
По мотивам повестей «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька» Федора Абрамова

Режиссер: Светлана Землякова


Актеры спектакля «Деревянные кони»
Фото: пресс-служба


Актеры спектакля «Деревянные кони»
Материал, важный для театра. 50 лет назад по этим текстам Федора Абрамова была поставлена премьера спектакля Юрия Любимова. Сам автор сидел на репетициях и был вовлечен в творческий процесс.

Полвека спустя Светлана Землякова ищет новый театральный язык, который продолжал бы традиции, но не казался архаичным. Спектакль про три поколения женщин в замкнутом, словно запечатанном вне времени мире деревенской прозы.



«Десять посещений моей возлюбленной», Театр Наций
По одноименному роману Василия Аксенова

Режиссер: Мурат Абулкатинов


Сцена спектакля «Десять посещений моей возлюбленной»
Фото: пресс-служба


Сцена спектакля «Десять посещений моей возлюбленной»
Еще одним автором «деревенской прозы» занялся Мурат Абулкатинов. Не самый известный роман Василия Аксенова режиссер поставил как «сцены из вчерашней юности», сохранив обаятельно-ностальгическую интонацию автора. В спектакле про первую любовь заняты совсем молодые артисты: почти все — выпускники прошлого года разных театральных вузов.

Автор
Подготовила Алиса Литвинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе