Спектакль начался в пушкинской тональности и мелодике, в метре и ритме, в той иронической веселости, которая задала тон всей постановке.
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне…
Поэт (Валерий Кириллов) открывал нам свое сердце, .
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась...
Перед нами возникла истинная Муза, воздушная, легкая, улыбчивая, летающая и порхающая, музыкальная и мелодичная. Да что говорить, если то была Муза в облике и стати Марии Полумогиной.
- Озарилась! – воскликнул Поэт.
Не келья, нет, душа его озарилась
Озарилась и Музой, и Любовью. «Пир младых затей» был сыгран и сымпровизирован, (а у Валерия Кириллова любая игра - всегда изумляющая импровизация, даже если она хорошо подготовлена)
Муза - Мария Полумогина
Муза подтвердила:
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
Диалог Поэта и Музы наполнил зрительный зал дыханием молодости, юношеской, поэтической весны
Поэт, Автор - Валерий Кириллов, Муза - Мария Полумогина
…«Наша память, - сказал Александр Блок на "странном пушкинском юбилее", в 84-годовщину со дня гибели поэта, - хранит с малолетства веселое имя: Пушкин.
Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними - это легкое имя: Пушкин.
Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта - не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его - внутреннее - культура, - это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.
Мы знаем Пушкина - человека, Пушкина - друга монархии, Пушкина - друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин - поэт…»
Я часто спрашиваю своих студентов, когда мы вместе читаем "Бориса Годунова": - Кому принадлежит история?
Чаще всего слышу ответ из учебников еще советского времени. "История принадлежит народу". Стереотипный ответ. "История народа принадлежит народу". "Искусство принадлежит народу"
Есть и другой ответ: - История принадлежит Царю. Так считал Карамзин. Карамзин не был понят вплоть до 90-х годов XX века, его критически растерзали декабристы, а потом терзала советская наука, назвав его ярым монархистом и отвернувшись от великого историка, философа и мыслителя почти на два столетия. Карамзин не случайно написал слово Царю с большой буквы и сделал это не из верноподданнических чувств. Карамзин полагал, что История – это священная книга народов. Священная книга – Библия. История принадлежит Господу Богу.
Есть ответ истинный, пушкинский.
- История народа принадлежит Поэту
Вновь и вновь перечитываю Блока.
Его афоризм - "Поэт - величина неизменная" приобретает сегодня особую актуальность.
"Что такое Поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт". («О назначении поэта»).
Таким Сыном гармонии предстает в спектакле Владимира Аленикова "Пушкиниана" главный его герой - Поэт, Автор - Валерий Кириллов.
Точка отсчета в прочтении Пушкина – Автор, Поэт. В романе в стихах «Евгений Онегин» герои не Онегин. Татьяна, Ленский. Нет, главный герой – Поэт, его творчество. Это роман о том, как создавался роман, как он вырастал, как менялся авторский взгляд на мир, поэтический стиль Пушкина. И только внутри этого пушкинского мира живут Евгений, Татьяна, Ленский, Ольга.
Весь спектакль Аленикова
– «...собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных..»,
- режиссер мог бы добавить пушкинское определение - «небрежный плод моих забав», поскольку именно «небрежность» – стилевое своеобразие и самобытность «Онегина». Веселость, ирония, насмешливость задают тон всему спектаклю.
Спектакль предстает в сцеплении контрастов, согласно с пушкинскими замыслами. В одном эпизоде лирическое сочетается с иронической и насмешливой интонацией, с шуткой, - и вдруг снова звучит глубокая грусть. Это верное понимание особенностей пушкинского мышления, его «принципа противоречий».
Поэт, Автор - Валерий Кириллов, Татьяна Ларина - Татьяна Коровина
У Валерия Кириллова Автор-Поэт всегда зримый собеседник, оценивающий. наблюдатель, созерцатель, отнюдь не равнодушный, а заинтересованный, готовый вступить в действие. Он всегда за спиной того или иного героя и рядом с ним. Он друг Татьяны Лариной и горький скептик в оценке Онегина и Германна.
"Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной", - заметил Пушкин. Суть разности Автора и Онегина - в понимании времени.…
Реальное время и в наши дни большинство людей представляют линейно, поступательно, календарно. Время в сознании обывателя течет от прошлого к будущему. Но сегодняшняя наука говорит об ином. О том, что Время в календарном измерении не существует и никуда не течет. Теория струн говорит о неэвклидовых пространствах, петлях времени, о воронках времени. Обращения к прошлому - не только воспоминания.
Поэт, Автор - Валерий Кириллов, Германн - Алексей Кузьмин
Художественное мышление режиссера – мышление всеми доступными ему в пушкинском мире стилями. Поэтому столь многообразен в спектакле Автор-Поэт. В романе в стихах «Евгений Онегин» главный герой – Поэт, его творчество.
Он - нежный лирик, мистик и маг, связанный с миром сверхъестественного, он же - светский жуир, он же - ряженый площадной шут, пришедший из народного раешника. .Автор предстает в своеобразном театрализованном мире и сознании, почти в маскараде, у него множество масок, но все они одного эстетического игрового и в то же время глубокого свойства.
Поэт, Автор - Валерий Кириллов, Онегин - Максим Подзин
И главное - ему присущ трагизм – понимание того, что трагедия вершится от действия не столько неодолимой фантастической силы, сколько от действий самого человека, будь он Онегин или Германн, свободно жертвующие судьбами друга (Ленского), девушки, которой объясняются в любви, или той, у которой под дулом пистолета жаждут вытребовать некую тайну трех карт…
Время Онегина – прерывно. Оно разорвано на изолированные друг от друга отдельные эпизоды и моменты. Это выбор собственного бытия, стратегия существования человека в мире. Время Онегина линейно и сконцентрировано в настоящем. Онегин уклоняется от всех видов духовных рефлексий. Жизнь героя романа представляет череду сменяющих друг друга событий…
Алеников отчетливо представляет многослойность и полифоничность, многоплановость времени и в «Евгении Онегине», и в «Пиковой даме», Так сюжет «Евгения Онегина», связанный с его героями, вполне мотивированно и закономерно пересекается с героями «Пиковой дамы», являя собой авторское время, время режиссера
Времена в спектакле "Пушкиниана" связываются не линейно, не в календарном времени, (одно после другого), а глубинно (одно в другом). Ключом к спектаклю становится известная формула Ахматовой «Как в прошедшем грядущее зреет, Так в грядущем прошлое тлеет…» из «Поэмы без героя».
Перед нами живое единство всех трех измерений времени: прошлое вспоминается в настоящем и направлено на возобновление в будущем.
Образ Автора строится совершенно иначе. Время Автора, Поэта - экзистенциальное время, оно нелинейно и неоднородно. Здесь – корень и исток той самой «разности» между Онегиным и Автором. Время Автора не замыкается в границах настоящего. Его время строится по принципу «временных воронок». Настоящее продуцирует отсылку к прошлому. Время Автора, Поэта – целостно и соединяет прошлое, настоящее и будущее. Это выражение экзистенциальной позиции Автора, подлинное бытие героя во времени.
В спектакле Аленикова возникают петли времени и воронки времени. Воронки – воспоминания Автора – о его жизни и любви, о его творчестве. Прошлое глядится в настоящее и становится настоящим. Все три измерения времени соединяются в единое начало.
Через Автора и глазами Автора мы видим старую-графиню, Пиковую даму (Любовь Казарновская), призрак - в белом платье, ее же, - графиню в молодости, в образе Московской Венеры, ее же - в облике Татьяны Лариной, влюбленной в Онегина (и тогда на сцене одновременно явлены и графиня в ее воспоминаниях, и Татьяна Ларина в пору ее весеннего цветения.
Так же искусно и мотивированно переплетены и доказательно сопоставлены Германн и Онегин. Германн может наблюдать за Онегиным. И всегда – в присутствии Автора, с его внутренней нравственной позицией, которая никогда у Пушкина не декларируется плакатно и прямолинейно. .
Алеников очень верно почувствовал эту экзистенциальную суть романа, экзистенции внутреннего мира Автора.
Автор – Кириллов может быть разным.
Но Поэт - величина неизменная
В финале вновь перед нами Поэт и Муза. Автор и Поэт нисколько не пытается скрыть процесс творчества. В «Евгении Онегине» и «Пиковой даме» он постоянно на сцене, он подчас невидим для персонажей, на чаше открыт, являет себя и свой взгляд на происходящее, очень важный для зрителей. Он не скрывается – и перед нами лаборатория его творчества. «Миг вожделенный настал. Окончен мой труд многолетний. Что ж непонятная грусть тайно терзает меня?...» - эти строки не звучат в спектакле, но непроизвольно ловишь себя на них, ибо перед нами разлука, расставание, прощание с Поэтом и его Музой. Мы прошли с Поэтом его путь – от «дали свободного романа» в его замысле, в его «магическом кристалле» до той тайной грусти, которая овладевает нами, когда наступает минута расставания.