«Поэт - величина неизменная…» (1)

«Пушкиниана. Любовь и карты». Музыкальная фантазия в 2-х действиях Постановка Владимира Аленикова. Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова.

ВЕСЕЛОЕ ИМЯ – ПУШКИН

Спектакль начался в пушкинской тональности и мелодике, в метре и ритме, в той иронической веселости, которая задала тон всей постановке.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне…


Поэт (Валерий Кириллов) открывал нам свое сердце, .

Моя студенческая келья
Вдруг озарилась...

Перед нами возникла истинная Муза, воздушная, легкая, улыбчивая, летающая и порхающая, музыкальная и мелодичная. Да что говорить, если то была Муза в облике и стати Марии Полумогиной.

- Озарилась! – воскликнул Поэт.
Не келья, нет, душа его озарилась

Озарилась и Музой, и Любовью. «Пир младых затей» был сыгран и сымпровизирован, (а у Валерия Кириллова любая игра - всегда изумляющая импровизация, даже если она хорошо подготовлена)


 Муза - Мария Полумогина

Муза подтвердила:

Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

Диалог Поэта и Музы наполнил зрительный зал дыханием молодости, юношеской, поэтической весны


Поэт, Автор - Валерий Кириллов, Муза - Мария Полумогина

…«Наша память, - сказал Александр Блок на "странном пушкинском юбилее", в 84-годовщину со дня гибели поэта, - хранит с малолетства веселое имя: Пушкин.

Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними - это легкое имя: Пушкин.

Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта - не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его - внутреннее - культура, - это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.

Мы знаем Пушкина - человека, Пушкина - друга монархии, Пушкина - друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин - поэт…»

«ПОЭТ - ВЕЛИЧИНА НЕИЗМЕННАЯ…»

Я часто спрашиваю своих студентов, когда мы вместе читаем "Бориса Годунова": - Кому принадлежит история?

Чаще всего слышу ответ из учебников еще советского времени. "История принадлежит народу". Стереотипный ответ. "История народа принадлежит народу". "Искусство принадлежит народу"

Есть и другой ответ: - История принадлежит Царю. Так считал Карамзин. Карамзин не был понят вплоть до 90-х годов XX века, его критически растерзали декабристы, а потом терзала советская наука, назвав его ярым монархистом и отвернувшись от великого историка, философа и мыслителя почти на два столетия. Карамзин не случайно написал слово Царю с большой буквы и сделал это не из верноподданнических чувств. Карамзин полагал, что История – это священная книга народов. Священная книга – Библия. История принадлежит Господу Богу.

Есть ответ истинный, пушкинский.

- История народа принадлежит Поэту

Вновь и вновь перечитываю Блока.

Его афоризм - "Поэт - величина неизменная" приобретает сегодня особую актуальность.

"Что такое Поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт". («О назначении поэта»).

Таким Сыном гармонии предстает в спектакле Владимира Аленикова "Пушкиниана" главный его герой - Поэт, Автор - Валерий Кириллов.

Точка отсчета в прочтении Пушкина – Автор, Поэт. В романе в стихах «Евгений Онегин» герои не Онегин. Татьяна, Ленский. Нет, главный герой – Поэт, его творчество. Это роман о том, как создавался роман, как он вырастал, как менялся авторский взгляд на мир, поэтический стиль Пушкина. И только внутри этого пушкинского мира живут Евгений, Татьяна, Ленский, Ольга.

Весь спектакль Аленикова

 – «...собранье пестрых глав, 
Полусмешных, полупечальных..»,

- режиссер мог бы добавить пушкинское определение - «небрежный плод моих забав», поскольку именно «небрежность» – стилевое своеобразие и самобытность «Онегина». Веселость, ирония, насмешливость задают тон всему спектаклю.

Спектакль предстает в сцеплении контрастов, согласно с пушкинскими замыслами. В одном эпизоде лирическое сочетается с иронической и насмешливой интонацией, с шуткой, - и вдруг снова звучит глубокая грусть. Это верное понимание особенностей пушкинского мышления, его «принципа противоречий».


Поэт, Автор - Валерий Кириллов, Татьяна Ларина - Татьяна Коровина

У Валерия Кириллова Автор-Поэт всегда зримый собеседник, оценивающий. наблюдатель, созерцатель, отнюдь не равнодушный, а заинтересованный, готовый вступить в действие. Он всегда за спиной того или иного героя и рядом с ним. Он друг Татьяны Лариной и горький скептик в оценке Онегина и Германна.

"Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной", - заметил Пушкин. Суть разности Автора и Онегина - в понимании времени.…

Реальное время и в наши дни большинство людей представляют линейно, поступательно, календарно. Время в сознании обывателя течет от прошлого к будущему. Но сегодняшняя наука говорит об ином. О том, что Время в календарном измерении не существует и никуда не течет. Теория струн говорит о неэвклидовых пространствах, петлях времени, о воронках времени. Обращения к прошлому - не только воспоминания.


Поэт, Автор - Валерий Кириллов, Германн - Алексей Кузьмин

Художественное мышление режиссера – мышление всеми доступными ему в пушкинском мире стилями. Поэтому столь многообразен в спектакле Автор-Поэт. В романе в стихах «Евгений Онегин» главный герой – Поэт, его творчество.

Он - нежный лирик, мистик и маг, связанный с миром сверхъестественного, он же - светский жуир, он же - ряженый площадной шут, пришедший из народного раешника. .Автор предстает в своеобразном театрализованном мире и сознании, почти в маскараде, у него множество масок, но все они одного эстетического игрового и в то же время глубокого свойства.


Поэт, Автор - Валерий Кириллов, Онегин - Максим Подзин

И главное - ему присущ трагизм – понимание того, что трагедия вершится от действия не столько неодолимой фантастической силы, сколько от действий самого человека, будь он Онегин или Германн, свободно жертвующие судьбами друга (Ленского), девушки, которой объясняются в любви, или той, у которой под дулом пистолета жаждут вытребовать некую тайну трех карт…

Время Онегина – прерывно. Оно разорвано на изолированные друг от друга отдельные эпизоды и моменты. Это выбор собственного бытия, стратегия существования человека в мире. Время Онегина линейно и сконцентрировано в настоящем. Онегин уклоняется от всех видов духовных рефлексий. Жизнь героя романа представляет череду сменяющих друг друга событий…

Алеников отчетливо представляет многослойность и полифоничность, многоплановость времени и в «Евгении Онегине», и в «Пиковой даме», Так сюжет «Евгения Онегина», связанный с его героями, вполне мотивированно и закономерно пересекается с героями «Пиковой дамы», являя собой авторское время, время режиссера

Времена в спектакле "Пушкиниана" связываются не линейно, не в календарном времени, (одно после другого), а глубинно (одно в другом). Ключом к спектаклю становится известная формула Ахматовой «Как в прошедшем грядущее зреет, Так в грядущем прошлое тлеет…» из «Поэмы без героя».

Перед нами живое единство всех трех измерений времени: прошлое вспоминается в настоящем и направлено на возобновление в будущем.

Образ Автора строится совершенно иначе. Время Автора, Поэта - экзистенциальное время, оно нелинейно и неоднородно. Здесь – корень и исток той самой «разности» между Онегиным и Автором. Время Автора не замыкается в границах настоящего. Его время строится по принципу «временных воронок». Настоящее продуцирует отсылку к прошлому. Время Автора, Поэта – целостно и соединяет прошлое, настоящее и будущее. Это выражение экзистенциальной позиции Автора, подлинное бытие героя во времени.

В спектакле Аленикова возникают петли времени и воронки времени. Воронки – воспоминания Автора – о его жизни и любви, о его творчестве. Прошлое глядится в настоящее и становится настоящим. Все три измерения времени соединяются в единое начало.

Прошла любовь, явилась муза, 
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум…

Через Автора и глазами Автора мы видим старую-графиню, Пиковую даму (Любовь Казарновская), призрак - в белом платье, ее же, - графиню в молодости, в образе Московской Венеры, ее же - в облике Татьяны Лариной, влюбленной в Онегина (и тогда на сцене одновременно явлены и графиня в ее воспоминаниях, и Татьяна Ларина в пору ее весеннего цветения.

Так же искусно и мотивированно переплетены и доказательно сопоставлены Германн и Онегин. Германн может наблюдать за Онегиным. И всегда – в присутствии Автора, с его внутренней нравственной позицией, которая никогда у Пушкина не декларируется плакатно и прямолинейно. .

Алеников очень верно почувствовал эту экзистенциальную суть романа, экзистенции внутреннего мира Автора.

Автор – Кириллов может быть разным.

Но Поэт - величина неизменная



В финале вновь перед нами Поэт и Муза. Автор и Поэт нисколько не пытается скрыть процесс творчества. В «Евгении Онегине» и «Пиковой даме» он постоянно на сцене, он подчас невидим для персонажей, на чаше открыт, являет себя и свой взгляд на происходящее, очень важный для зрителей. Он не скрывается – и перед нами лаборатория его творчества. «Миг вожделенный настал. Окончен мой труд многолетний. Что ж непонятная грусть тайно терзает меня?...» - эти строки не звучат в спектакле, но непроизвольно ловишь себя на них, ибо перед нами разлука, расставание, прощание с Поэтом и его Музой. Мы прошли с Поэтом его путь – от «дали свободного романа» в его замысле, в его «магическом кристалле» до той тайной грусти, которая овладевает нами, когда наступает минута расставания.

Фото автора. 

По теме: «Пушкиниана. Любовь и карты». Музыкальная фантазия в 2-х действиях Постановка Владимира Аленикова. Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова.

«Поэт - величина неизменная…» (1)
Тайна трех карт Любови Казарновской (2)
«Мы все глядим в Наполеоны…» (3)


Автор
Маргарита Ваняшова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе