Новый ход: какой театр собирается открыть Эдуард Бояков

Бывший худрук МХАТ имени Горького вернет публике «Лавра» и поставит спектакль о крепостных актерах.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына
 
 
Пушкин и Гоголь. Чертков и Загоскин. Актерская антропология и театральный гастроном-клуб. А еще «Лавр» по роману Евгения Водолазкина с Дмитрием Певцовым, «Скупой» по Мольеру с Леонидом Якубовичем и путешествие в интерьерах, где снимались сцены «Семнадцати мгновений весны». «Известия», побывав на презентации Нового театра, оценили творческие амбиции его создателей.



С чего всё начиналось

О создании театра Эдуард Бояков объявил вскоре после ухода из МХАТ имени Горького, в котором за небольшой срок своего руководства успел создать развитую художественную структуру. В декабре прошлого года он сообщил «Известиям», что думает о театре «новом в разных смыслах», но с тем же составом попечителей, что и в прежнем.

— Нужна новая репертуарная политика, отличная как от либерально-постмодернистской, которая претендует на моду и актуальность, так и от чиновничье-совковой, которая доминирует в ведомстве, — поделился он. — Новая и по человеческим принципам (мы хотим отойти от традиционных театральных интриг, кумовства, блуда, эгоизма), и по организационным — с другим уровнем мобильности, технологичности, независимости от государства.


Усадьба Салтыковых-Чертковых, где проходит открытие Нового театра
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына


Свое начинание создатель многочисленных проектов — от «Золотой маски» до «Пасхального фестиваля» — назвал делом жизни и энергично принялся его претворять. На середину сентября определены название, концепция, репертуар и основная площадка. Первый спектакль Новый театр сыграет в Доме Черткова, памятнике архитектуры XVII–XIX веков на Мясницкой улице, который с 12 сентября стал главной резиденцией Нового театра.

Здание на Мясницкой осенено великими тенями. Согласно городской легенде, Наполеон провел в нем две ночи. В середине позапрошлого века усадьба стала одним из главных культурных центров Москвы. Обширную библиотеку общественного деятеля и просветителя Александра Черткова посещали Александр Пушкин, Николай Гоголь, Василий Жуковский, Михаил Загоскин, Михаил Щепкин и Лев Толстой, работавший здесь над «Войной и миром».

С середины 1890-х на Мясницкой разместились Московское архитектурное общество и Литературно-артистический клуб с кружком, в котором бывали основатели Московского художественного театра. Современный вид здание приобрело в 1899-м, когда Федор Шехтель, создатель дома МХТ, переоформил центральную лестницу. В советское и постсоветское время в усадьбе работали отраслевые клубы, квартировало общество «Знание», в роскошных интерьерах снимались сцены «Семнадцати мгновений весны» — те, где генерал Вольф, герой Василия Ланового, посещает особняк специального ведомства США в Берне.



За здравие духа и тела

С журналистами команда театра встретилась в стеклянном павильоне близлежащего ресторана, который с открытием сезона имеет шанс вырасти из гастрономической точки в театральный клуб. Новый театр, по словам Эдуарда Боякова, будет использовать всё пространство усадьбы, а это без малого 7 тыс. м², включая зрительный зал на 200 мест и другие помещения, в том числе знаменитый Готический зал и курительную комнату в мавританском стиле. Какое влияние окажет гений места на облик Нового театра, покажет время, а пока известно, что открытие намечено на 18 ноября, сейчас в усадьбе идет ремонт.

По иронии судьбы, представление новой институции совпало с днем рождения Татьяны Дорониной, с которой худрук не сработался во МХАТе имени Горького. Эдуард Бояков поздравил Татьяну Васильевну, назвав ее великой русской актрисой, а свою программную речь начал с оглашения трех главных принципов Нового театра. Это традиционализм, современный язык и новая актерская антропология.


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына


— Традиционализм включает в себя идеалы традиционной семьи, русский культурный код, патриотизм, связь светской культуры с православием, уважение к истории, признание русской культуры и русского языка как пропуска в мировую культуру, — пояснил создатель театра. — Современный язык подразумевает работу с актуальными формами, разными жанрами, нестандартными форматами и новаторскими приемами театрального искусства.

Что касается «новой актерской антропологии», то она, по словам Эдуарда Боякова, означает «определенную этическую парадигму существования артиста, равно здорового телом и духом». Последний постулат разъяснил «Известиям» народный артист Валентин Клементьев, который помимо службы займется воспитанием актеров в школе при театре. По его словам, при приеме в актерский вуз принято обращать внимание на наличие необходимых данных, а вот мотивацией, тем, что заставило молодого человека пойти в театр, интересуются меньше. Между тем правильная мотивация — одна из главных составляющих профессии, когда актер — не только лицедей, но и гражданин.



Работаем и зарабатываем

Новый театр — частная инициатива, средства на него дают попечители. Председатель попечительского совета, коммерческий директор Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Игорь Кудряшкин отметил, что миссия совета — поддержка творческих и образовательных программ в традициях русского меценатства. И еще сказал, что хотел бы видеть на сцене спектакли, осмысливающие феномен русского православия.

Конечно, театр будет опираться на финансовую поддержку попечителей, но зарабатывать нужно будет самим, заметил на это Эдуард Бояков.


Пресс-конференция режиссера Эдуарда Боякова к открытию Нового театра в Москве
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына


— У нас нет субсидий, мы должны обеспечивать себя сами, — поделился он с «Известиями». — Тем не менее мы будем искать сотрудничества и с государством, безусловно. Но ядро, творческое зерно, рождается в пространстве нашей творческой команды и наших попечителей.

Стартовой премьерой Нового театра станет иммерсивный спектакль «Лубянский гример» по рассказу Николая Лескова «Тупейный художник». Первая часть постановки, повествующей о судьбе крепостных актеров, развернется в интерьерах многочисленных покоев особняка. Прежде чем занять места в зрительном зале, четыре группы по 50 человек пройдут по анфиладам и залам. Билет на представление будет стоить от двух до 15 тыс. рублей.

Также в ближайших планах — «Лавр» по роману Евгения Водолазкина с Дмитрием Певцовым в главной роли и «Скупой» по Мольеру, где в центральных ролях выступят Леонид Якубович и Евдокия Германова. Новый театр — репертуарный. Спектакли будут играться на разных площадках столицы. За сезон–2022/2023 года планируется выпустить девять постановок.

Автор
Марина Иванова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе