16 декабря 2023 года в Галерее современного искусства Казани продолжил работу лекторий «Держава Рериха».
Его организатор – Татарстанское рериховское культурное объединение (ТРКО). Лекторий проходит при поддержке Государственного музея изобразительных искусств (Казань) и Международного Центра Рерихов (МЦР, Москва). С лекцией «Образ Преподобного Сергия Радонежского в творчестве Рерихов» выступил сотрудник МЦР, член президиума Ярославского областного отделения ВООПИиК, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» Сергей Скородумов.
Великий облик Святого Сергия всегда был особенно близок русским людям. Именно к нему обращались они в наиболее тяжелые времена, в нем искали и находили истоки духовности и национального характера, черпали надежду, силы и вдохновение.
Преподобный Сергий жил в XIV веке. В то время Россия страдала от внутренних княжеских междоусобиц, натиска со стороны Литвы и бремени Золотой Орды, активно влиявшей на взаимоотношения удельных князей. Характеризуя эту эпоху, известный историк Василий Осипович Ключевский в 1892 году в своей речи в память Сергия Радонежского назвал состояние страны народным бедствием, принесшим не только материальное, но и нравственное разорение.
«Внешняя случайная беда грозила превратиться во внутренний хронический недуг; панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость, в черту национального характера, и в истории человечества могла бы прибавиться лишняя темная страница, повествующая о том, как нападение азиатского монгола повело к падению великого европейского народа», – писал В.О.Ключевский.
«Могла ли, однако, прибавиться такая страница?», – вопрошал он и сам же незамедлительно отвечал на этот вопрос: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».
Преподобный Сергий, как отмечал В.О.Ключевский, дал почувствовать народу, что не все доброе в нем угасло, помог соотечественникам заглянуть в себя и «разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч».
Святой Сергий, создавая духовную основу русского государства, воедино собирал раздробленные русские земли. Не случайно в русской православной традиции его называют «умиротворителем князей». Он ввел на Руси общинность, помог народу преодолеть смятение перед завоевателями, вдохнул надежду в сердца русских людей. По словам академика Л.В.Шапошниковой, Святой Сергий «вложил нравственную силу в исторический процесс». Его миссия заключалась в созидании духовной части этого процесса. Он заложил фундамент «космической эволюции целой огромной страны».
В 1380 году с Куликовской битвы на реке Непрядве возвращался народ-победитель. Благословляя Дмитрия Донского на решительную битву, Святой Сергий принял на себя ответственность за будущее России. И следствием этого вдохновения и ободрения стала великая победа не только над завоевателями, Мамаевой ордой и ее приспешниками, но и над недоверием к себе, к своим силам, было преодолено губительное разъединение. Куликовская битва послужила укреплению Московской Руси и выходу ее на мировую арену. Это судьбоносное событие отобразилось в известных древнерусских произведениях – «Сказании о Мамаевом побоище», «Летописной повести о Куликовской битве», «Задонщине», в иконописи и в других культурных памятниках.
Не случайно Павел Флоренский называл Преподобного Сергия «Ангелом Хранителем России» и считал, что русский дух и русская идея непосредственно связаны с ним и с Троице-Сергиевой Лаврой, куда ведут все нити русской культуры. «В лице его, – писал Флоренский, – русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность».
Николай Константинович Рерих неоднократно бывал в Троице-Сергиевой лавре. В очерке «Чутким сердцам» он вспоминает об одном из своих путешествий, которое началось именно с Сергиева Посада: «В 1894-м Троице-Сергиева Лавра, Волга, Нижний Новгород, Крым». Рерих побывал в Сергиевом Посаде и в 1909 году и запечатлел Лавру на этюде «У стен монастыря. Сергиев Посад». Николай Константинович называл Лавру «Памятником Русской Славы» и изобразил ее на нескольких своих живописных работах, посвященных Преподобному Сергию Радонежскому.
Святого Сергия высоко почитали в семье Рерихов, которые видели в нем своего Учителя и всю жизнь строили по его заветам. Академик Людмила Васильевна Шапошникова отмечала: «Временами казалось, что Рерих как бы продолжает идеи Сергия, развивает их, вскрывает их жизненность. Его, как и Сергия Радонежского, отличала широта исторического мышления. Оба они, инок и художник, считали, что культурное, нравственное строительство является главным в любом строительстве, что оно основа всему».
Сотрудничество с Учителями Востока, работа над философской системой Живой Этики позволили Рерихам глубоко раскрыть образ Святого Сергия. Идеи Преподобного широко отражены в философском, эпистолярном и живописном творчестве художника. Многие картины Николая Константиновича Рериха связаны с его именем и образом. «Святой Сергий», «Сергиева пустынь», «Сергий-строитель», «Часовня Святого Сергия на перепутье», «Сам вышел» – вот названия только некоторых из них. Именно Николай Рерих впервые показал на своих полотнах Сергия не как канонического святого, а как труженика, общинника, строителя русской духовной культуры. Нравственные искания Рерихов также связаны с Преподобным Сергием и Троице-Сергиевой Лаврой.
Елена Ивановна Рерих под псевдонимом Наталья Яровская написала прекрасный очерк «Преподобный Сергий Радонежский», который по уровню философского анализа этого великого образа намного превосходит написанную прежде литературу о нем и является вершиной осмысления образа Сергия. В этом очерке есть такие строки: «На всех поворотных пунктах истории России, при всех потрясениях, обрушивавшихся на Землю Русскую, неизреченная мощь Преподобного и твердыня духовной культуры, им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных».
Важным источником сведений о жизни Преподобного Сергия стали «Криптограммы Востока», изданные Еленой Ивановной Рерих в 1929 году в Париже под псевдонимом Жозефина Сен-Илер. Приведем небольшой фрагмент из этой книги:
Наставления Сергия
«Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется». Так говорил Сергий. «И ушедший в леса не может слышать речь людскую. И на ложе уснувший не услышит птичек солнца возвестников. И чуду явленному молчащий откажется от глаза. И молчащий на брата помощь, занозу из ноги своей не вынет».
Так говорил Сергий.
К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом – что делать?
Сергий ответил: «Помоги земле Русской».
Когда Сергия спросили крестьяне – что делать? Он ответил: «Помогите земле Русской».
Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «Помоги земле Русской!»
В 1931 году Николай Константинович Рерих написал: «Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры. Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия, поистине, Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного...».
Этим строкам созвучат слова из «Акафиста преподобному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому, Чудотворцу»: «Радуйся, не точию России, но и всей вселенней прославленный...».
Важное значение обретает образ Преподобного Сергия и в последующие века после его ухода из жизни. Он был и остается чистым и светлым источником вдохновения для российского народа.
«На всех поворотных пунктах истории России, при всех потрясениях, обрушивавшихся на Землю Русскую, неизреченная мощь Преподобного и твердыня духовной культуры, им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных», – пишет Елена Ивановна Рерих в очерке «Преподобный Сергий Радонежский». Она подчеркивает то, что Преподобный Сергий вдохнул героический дух в свой народ: «Он устремил его в будущее. Таким Вождем остается Он и сейчас, ибо нерасторжима связь Великих Духов с делом и подвигом их жизни».
Николай Константинович Рерих вспоминает о том, что именно после созерцания иконы «Троица» Андрея Рублева он пришел к образу Знамени Мира, отличительного знака Пакта Рериха, первого в истории международного договора по защите культурных ценностей в мирное и военное время: «Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному Христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева “Святая Живоначальная Троица” Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ – символ древнего Христианства, освещенный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак...»
Помимо картин и очерков, посвященных Преподобному Сергию, Николай Константинович Рерих вел и другую большую работу по утверждению его имени. В настоящее время почитание нашего великого святого распространено по всему миру, в его честь освящено множество храмов в разных городах ближнего и дальнего зарубежья.
На картине «Свято-Сергиева часовня на путях в Гималаи» (1931) осталась запечатленной мысль художника о строительстве часовни Сергия в долине Кулу. К сожалению, по ряду обстоятельств этой идее не суждено было воплотиться.
Однако комната-часовня Преподобного Сергия по инициативе Н.К.Рериха появилась в Музее его имени в Нью-Йорке. Под руководством художника был оформлен интерьер и размещены иконы, пожертвованные сотрудниками музея. Среди них – Образ Святого Сергия конца XVII века. 19 апреля 1934 года часовню освятил митрополит Вениамин Питтсбургский.
В начале 1930-х годов в Америке Н.К.Рерих задумал строительство еще одной часовни Сергия – в русской деревне Чураевке близ Нью-Йорка, основанной известным сибирским писателем Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым. После завершения Центрально-Азиатской экспедиции в 1929 году Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи приехали в Америку на открытие нового здания Музея Н.Рериха и побывали в Чураевке. Там же Николай Константинович разработал эскиз небольшой каменной церкви, который лег в основу проекта будущей часовни, и внес пожертвование на ее строительство. Часовня Святого Сергия в Чураевке была торжественно открыта и освящена 14 сентября 1930 года. К этому событию Н.К.Рерих написал Слово «Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры», где упомянул об утверждении имени Преподобного Сергия в разных странах мира: «В Париже Сергиева Обитель, в Лондоне Сергиева группа учащихся. В Южной Америке Имя Святого Сергия. Под Нью-Йорком мы имеем радость освятить часовню Св. Сергия. В Нью-Йорке, в доме Музея, комната-часовня Преподобного». Часовня Святого Сергия в Чураевке существует до сих пор. В ней ведутся богослужения.
В августе 1934 года начался первый этап Маньчжурской экспедиции. На некоторое время ее базой стала станция Китайско-Восточной железной дороги Барим, расположенная в горах Хингана. Рерих начал работу над проектом часовни имени Святого Сергия в Бариме по благословению архиепископов Нестора и Мелентия. К сожалению, клеветническая кампания против Н.К.Рериха в Харбине не позволила завершить этот проект.
«...Память о Сергии, – писала Е.И.Рерих, – не умрет никогда, ибо велик магнит духа, заложенный им в душу русского народа. История развития духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим великим Подвижником». «...Он творил характер народа, создавая тем мощь государства», – справедливо утверждала она. <…> Прошло более шести веков с момента ухода Сергия, но его воздействие продолжается по-прежнему».
Благодаря Святому Сергию русский народ на протяжении веков преодолел множество испытаний и вышел из них победителем. Во время Великой Отечественной войны героизм и единство русского народа стали важнейшими факторами Великой победы. Именно эти качества вложил в основу русского характера Святой Сергий в далеком XIV веке.
В 1932 году Николай Константинович Рерих создал картину «Святой Сергий Радонежский», в нижней части которой поместил надпись: «Дано Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии; второе – при Минине; третье…» Есть все основания полагать, что под многоточием художник имел в виду помощь Святого Сергия России во время Великой Отечественной войны и в последующие годы.
В самые трудные времена люди обращались к Сергию, которого в русской традиции называют Воеводой Земли русской. По-прежнему благословенным напутствием звучат для нас слова Елены Ивановны Рерих, сказанные в 1934 году: «Отче Сергий, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!»
Встреча в Галерее современного искусства Казани, посвященная образу Преподобного Сергия в творчестве Рерихов, сопровождалась книжно-иллюстративной выставкой и вызвала большой интерес слушателей.
Н.К.Рерих.
И мы видим. 1922
Н.К.Рерих.
И мы не боимся. 1922
Н.К.Рерих.
И мы трудимся. 1922
Н.К.Рерих.
Сам вышел. 1922
Н.К.Рерих.
Святой Сергий. 1932
Н.К.Рерих.
Сергиева пустынь. 1933
Н.К.Рерих.
Часовня Св. Сергия на перепутье. 1931
Н.К.Рерих.
Святой Сергий (Сотрудники).
Около 1942-1947