«Причина, по которой людям нравится музыка, не поменялась: барокко не ближе и не дальше от нас»

Коллектив musicAeterna продолжает расширять границы и множить творческие проекты для поддержки молодых музыкантов.
Концерт Лаборатории барочной музыки. 
Фото – Саша Перова


На этот раз в Петербурге организовали вторую Лабораторию барочной музыки. В течение шести дней исполнители, успешно прошедшие отбор, с помощью экспертов погружались в эпоху трехсотлетней давности.


Сразу после завершения лаборатории мы встретились с одним из ее участников, чья судьба круто изменилась после мастер-классов musicAeterna. Мы узнали, чем может интересовать поколение молодых музыкантов далекая барочная эпоха.

Артем Смирнов — 18-летний тромбонист из Норильска. Год назад он приехал в Красноярск на лабораторию современной музыки под эгидой musicAeterna Youth. Организаторы сразу заприметили в нем талантливого исполнителя. Вскоре Артем перевелся в Новосибирский музыкальный колледж и стал активно интересоваться барочной музыкой.

На одном из концертов musicAeterna молодой человек встретился за сценой с кураторами и предложил новую тему для следующей лаборатории в Красноярске — музыку эпохи барокко. Лабораторию провели с успехом (как она прошла читайте здесь), и было решено организовать вторую, но уже в Петербурге.

— Честно говоря, я не ожидал, что барочная лаборатория вызовет такой широкий интерес. В музыкальной школе детей часто пугает та строгость отношения к тексту и всем нюансам, которые присущи работе над барочной музыкой в целом и полифонией в частности.

Манера играть все строго под метроном, не отходя от темпов и выписанной агогики, вызывает ощущение непреодолимой сложности. Это в дальнейшем может сказываться на нежелании играть барочную музыку. Как будто в нас эволюционно вкладывается определенное отношение к музыкальным эпохам: романтизм — свободный, классицизм — строгий, барокко — слишком близко к классицизму, а, значит, тоже строгое по стилю. Во всяком случае, на начальных этапах обучения мне именно так и говорили.

В итоге юные исполнители думают: «Я боюсь играть Баха — он странный, он скучный». А ведь барокко на самом деле не ближе и не дальше от нас: причина, по которой людям нравится музыка, не поменялась».

На вторую барочную лабораторию из семидесяти четырех заявок было отобрано двадцать две. География прибывших в Северную столицу молодых музыкантов колебалась от Челябинска и Владивостока до Парижа. Артисты musicAeterna и приглашенные профессионалы ежедневно давали студентам индивидуальные и ансамблевые мастер-классы по исторически информированному исполнительству (то есть, воплощению старинной музыки на тех инструментах и с такими стилистическими особенностями, какие были приняты во времена ее создания), рассказывали о возможностях применения этого метода в концертах.

Музыканты Владислав Песин, Александр Прозоров, Константин Щеников-Архаров проводили занятия как на современных акустических инструментах, так и на барочной гитаре, виоле да гамба, лютне. Сейчас в России их изготовлением занимаются локальные мастерские. Среди таких инструментов в основном струнные.

— У тромбона был предшественник – сакбут, на котором играли в эпоху в эпоху средневековья. Он имел несколько разновидностей по регистрам певческих голосов и был меньше по размеру. Мне такой, конечно, нигде не достать. Поэтому для собственного интереса я начал осваивать цинк или корнет как его еще называют.

Это тоже старинный инструмент, тоже средневековый. По звукоизвлечению он медный, при этом сам полностью деревянный. Говорят, на нем очень сложно играть, но я не думаю об этом и у меня вроде получается.

Люди раньше, наверное, тоже особо не думали о сложности — некому было об этом сказать, вот и играли. Правда сегодня в России исполнителей на этом инструменте осталось буквально один-два человека. С исторически ориентированным исполненительством на тромбоне дела тоже обстоят сложно. В России негде такому учиться.

Поэтому я в больших раздумьях, куда мне поступать дальше. На лаборатории со мной занимался тромбонист Андрей Салтанов, который познакомил меня с Алексеем Лобиковым и другими выдающимися тромбонистами Петербурга. До сих пор не могу поверить, что я общался с такими музыкантами вживую. Это очень вдохновило.

Влияет на аутентичное исполнение, конечно, не только инструмент. Здесь важно понимать исторический контекст, уметь работать с музыкальными источниками, владеть знаниями в разных областях искусства того времени. Этому студентов обучали музыковеды Татьяна Шабалина, Георгий Ковалевский, Роман Насонов. Изучение аутентичного исполнения барочной музыки находится в тесной связке с другими искусствами, в частности с вокальным и танцевальным направлениями.

— Я узнал, что существует специальная танцевальная нотация, по которой люди раньше ориентировались и выстраивали движения. Ноги должны были выполнять определенный рисунок, в то время как в руках могла быть импровизация. Эти знания влияют, к примеру, на исполнение орнаментики в музыке и на темпы.

Вот есть жига — веселый и быстрый танец, где много прыжков, поворотов. Нужны акценты во фразе, чтобы танцующие люди не растерялись в движениях. Медленно ее играть нельзя — будет скучно. А есть, например, танец алеманда, под которую люди вообще просто ходили из одного конца зала в другой. Темп в ней должен быть очень сдержанный.

Еще у нас были практики по дыханию. С нами работала тренер Антонина Стерина, которая показывала технику эмбодимента. Это подход, основанный на связи между телом и психикой. В нем есть система дыхания, которая позволяет меньше волноваться на сцене, спокойно дышать.

Каждое утро мы начинали с медитаций, после которых было легче концентрироваться, они снимали напряжение в теле. Антонина еще и педагог по вокалу, а исполнительское дыхание у вокалистов и духовиков почти одинаковое. Позаниматься с ней на таком физиологическом уровне было тоже полезно.

Финальным аккордом Лаборатории барочной музыки musicAeterna стал концерт участников. В его программе лейтмотивом звучала вся история европейского барокко: от зарождения в Италии до вершин зрелого французского и немецкого стилей. В исполнении Артема Смирнова прозвучала «La Hieronyma» — пьеса, впервые в истории музыки написанная специально для тромбона итальянским мастером игры на корнетто Джованни Мартино Чезаре.

— Современные тромбонисты в старинном репертуаре не обладают особым выбором. Из барочного в основном мы играем то, что было написано для виолончели. Как правило это композиторы Бенедетто Марчелло, Виллем де Феш.

Пьеса, которую я исполнял на концерте – скорее, “исключение”. Оригинального репертуара той эпохи для тромбона нет. Изначально ведь в Ренессансе музыка вообще не делилась на инструментальную и вокальную: все просто играли. В нотах не указывали, что за инструмент должен исполнять конкретную партию.

Барочный период в истории музыки важен для понимания и умения играть все то, что было написано после. По словам организаторов и кураторов Лаборатории, принципы аутентичного исполнительства имеют большое значение для Теодора Курентзиса, артистов его оркестра и хора. С момента основания коллектива в его репертуаре большое место занимает музыка средних веков, эпохи возрождения и, в особенности, барокко.

Тромбонист Артем Смирнов разделяет этот принцип.

— Наверное, у многих, кто начинает заниматься старинной музыкой, происходит такой кризис: ты понимаешь, что всей остальной музыкой вообще мало уже хочется заниматься. У меня тоже произошёл такой переломный момент. Скоро в колледже экзамен, мне срочно нужно выучить программу по специальности. А я весь в барокко, эта музыка кажется мне такой интересной, невероятной, совершенно не скучной.

Но мое восприятие перевернулось, и это повлияло на все. Теперь я думаю, что и остальная музыка, которую мы играем — ее тоже можно исполнять иначе. Можно и нужно отходить от строгого исполнения текста.

По словам куратора просветительских программ musicAeterna Анны Фефеловой, после окончания Лабораторий организаторы стараются всегда оставаться на связи с участниками:

– Мы сохраняем постоянную связь в общих чатах, делимся ссылками на тематические материалы, общаемся, встречаемся. Ребята говорят, что самое важное — это люди, с которыми они знакомятся на Лабораториях. Так что наше сообщество единомышленников со временем только разрастается.

В декабре musicAeterna проведет в Петербурге Мастерскую имени Антона Рубинштейна. Она адресована пианистам и дирижерам. Прием заявок уже открыт.

Проект musicAeterna Youth Теодора Курентзиса для молодых музыкантов реализуется при поддержке компании «Норникель».

Автор
Татьяна АНТОНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе