«Таскал рубероид, цемент и кирпичи»: как суперзвезда советского кино Владимир Ивашов в 90-е превратился из актера в простого рабочего

Исполняется 85 лет со дня рождения замечательного артиста.
Владимир Ивашов в фильме "Неуловимые мстители"
Фото: кадр из фильма..


Владимир Ивашов был родом из простой семьи рабочих. И мог стать самым обыкновенным егерем: очень любил природу, лес, охоту и рыбалку. Однако поступил во ВГИК на курс знаменитого режиссера Григория Козинцева. И практически сразу вошел в историю советского кино, снявшись в шедевре Григория Чухрая «Баллада о солдате».


Эта картина могла стать совсем другой, и, скорее всего, отнюдь не столь успешной. Главную роль в ней должен был играть Олег Стриженов, звезда и секс-символ 50-х, у которого только что подряд вышли три суперхита: «Овод», «Мексиканец» и «Сорок первый». Последний фильм как раз ставил Чухрай, ему очень хотелось поработать с актером еще раз, но... Стриженову было уже под тридцать, на десять лет больше, чем герою фильма Алеше Скворцову, приезжающему с фронта в короткий отпуск. Актер, конечно, выглядел моложе своего возраста, ему можно было дать и 23, но все равно он был взрослым, уже пожившим мужчиной, а не вчерашним подростком. При этом он успешно прошел пробы, был утвержден, начал сниматься — и Чухрай видел, что получается совсем не то, что нужно (да и коллеги, знакомившиеся с материалом, ему говорили об этом в открытую). Киноначальство, однако, настаивало на кандидатуре Стриженова, и согласилось его заменить только при условии, что актер сам откажется от роли (втайне, конечно, надеясь, что он никогда этого не сделает). Чухраю пришлось вызвать Олега на откровенный разговор и убеждать его уйти с фильма. «Мы с тобой друзья. Ты прекрасно сыграл в «Сорок первом». Я не хочу тебя и себя подводить. Откажись от роли. Я хочу, чтоб мы с тобой остались друзьями...» И в конце концов уговорил.


Жанна Болотова и Владимир Ивашов в фильме "Баллада о солдате"
Фото: кадр из фильма.


Замена в лице Ивашова была найдена еще до этой неприятной беседы. И лучшего актера на роль Алеши Чухрай выбрать просто не мог: история юного солдата стала одним из самых пронзительно-трагических и незабываемых фильмов о войне. Мало кто знает, но фильм был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий» (большая честь и редкость для картины, снятой не на английском языке), участвовал в каннском конкурсе, а еще удостоен «британского «Оскара» - премии BAFTA — как лучший фильм года (он обошел «Мир Апу» и «Рокко и его братьев», шедевры Сатьяджита Рея и Лукино Висконти!) Ивашов лично номинировался на BAFTA как лучший актер года, но проиграл голливудскому идолу Полу Ньюмену... Актер много путешествовал по фестивалям, став в каком-то смысле лицом «оттепельного» СССР за границей.

Иногда после таких ошеломительных стартов начинается блестящая карьера. Не в этом случае.

* * *

Таких же замечательных ролей, как Алеша Скворцов, актеру больше не предлагали. Конечно, и «Семь нянек» Ролана Быкова, и «Евдокия» Татьяны Лиозновой были небезынтересными картинами, но не такими всенародно любимыми. В 1965 году, правда, Станислав Ростоцкий дал Владимиру роль, за которую многие бы убили: Печорина в «Герое нашего времени». Однако Ивашов вряд ли был идеальным ее исполнителем: не хватало в нем какого-то неподдельного демонического романтизма. Даже озвучил Печорина в итоге Вячеслав Тихонов (а многие актеры считают, что дублированная роль — это и не роль вовсе...)


Ивашов в роли Печорина
Фото: кадр из фильма.


Что ж, по крайней мере, Ивашов смог там встретиться на экране со своей женой Светланой Светличной, игравшей контрабандистку. Они, безусловно, были сумасшедше красивой парой. Светличная, как рассказывал в интервью «КП» их сын Алексей, влюбилась во Владимира, увидев его в «Балладе». А потом они оказались на одном курсе во ВГИКе (Ивашов поступил в институт годом раньше, но из-за съемок у Чухрая был вынужден год пропустить). Они вместе играли в учебном спектакле. Поцеловались на сцене по-настоящему страстно — и все завертелось...

Вот только у молодоженов не было ни денег, ни нормального жилья: им пришлось ютиться в коммуналке вместе с родными Владимира. Шесть человек в одной комнате, - причем Владимиру и Светлане приходилось спать на полу вместе со старшим володиным братом! У Светланы сложились плохие отношения с матерью мужа, после чего жить в коммуналке стало совсем тяжко. И лишь после рождения первенца Алеши (названного так в честь героя «Баллады») им дали отдельную квартиру на Фрунзенской набережной. Маленькую, - но для обоих это было невероятной радостью.

Был ли этот брак счастливым? Наверное, все-таки да. Хотя Светланой постоянно увлекались красивые и знаменитые мужчины (от Андрея Миронова до Юрия Гагарина); по ее словам, до серьезных романов дело не доходило, но против флирта она ничего не имела. С другой стороны, говорили об ее близких отношениях со Станиславом Ростоцким... А Ивашов, несмотря на то, что слыл однолюбом, в 80-е едва не ушел к другой женщине. Но не смог. Они со Светличной часто ссорились, прекращали разговаривать, - а в итоге всегда прощали друг друга и мирились.


Светлана Светличная в фильме "Бриллиантовая рука"
Фото: кадр из фильма.


Но вот роли, роли... Светличная до сих пор всем известна прежде всего как соблазнительница из «Бриллиантовой руки». А у Ивашова самой яркой работой в 60-е и 70-е стал адъютант Кудасова в фильмах Эдмонда Кеосаяна про приключения неуловимых (режиссер дал ему там шанс спеть «Русское поле», песню, моментально ставшую шлягером). Не очень повезло обоим со Штирлицем: Ивашов сыграл разведчика Исаева в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата» по раннему роману Юлиана Семенова, а Светличная появилась в роли его знакомой и чуть ли не тайного любовного интереса в «Семнадцати мгновениях весны». Но в зрительской памяти «Бриллианты» оказались полностью заслонены картиной Лиозновой, а так себе выписанная Габи оказалась далеко не самым интересным персонажем «Мгновений».


Владимир Ивашов исполняет песню "Русское поле"
Фото: кадр из фильма..


Светличная переживала все это тяжело. Она мечтала играть большие, серьезные драматические роли, а те неизменно уходили к другим актрисам. Хотела, чтобы муж окончил Высшие режиссерские курсы и начал снимать ее в своих картинах — но он, похоже, не чувствовал в себе призвания режиссера и уж точно не хотел тратить на учебу несколько лет.

Тем не менее, они оба активно снимались вплоть до 90-х годов. Когда советское кино кончилось. Чем заниматься в ситуации, когда он как актер почти никому не нужен, Ивашов не очень представлял. Столярничал. Работал пресс-секретарем в фирме, торговавшей сантехникой (его пристроил туда друг, этой фирмой владевший, просто чтобы помочь с деньгами). А закончилось все работой на стройке. Один из самых знаменитых актеров в СССР, по словам сына, «таскал рубероид, цемент и кирпичи, ходил в телогрейке и кирзовых сапогах». И в конце концов, разгружая машину с шифером, элементарно надорвался. Открылась язва желудка, операция прошла неудачно (судачили, что проводивший ее врач был то ли пьян, то ли с похмелья). А повторной Владимир Сергеевич не перенес. И умер всего в 55 лет...



ГЛАВНЫЕ ФИЛЬМЫ

«Баллада о солдате»

«Семь нянек»

«Герой нашего времени»

«Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи»

«Бриллианты для диктатуры пролетариата»

Автор
Денис КОРСАКОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе