От слова «жечь»: 105 лет назад родился Георгий Жженов

Историю, как именно актер Георгий Жженов попал в 1938 году на Колыму, он описывал и сам.
Он стал чуть ли не символом советской разведки - перевербованным графом Тульевым в серии фильмов про резидента
Фото: фотохроника ТАСС.


Его рассказы можно прочесть, но лично меня заворожил один эпизод. Артисты едут на съемки во Владивосток. Поезд, веселая компания. Николай Крючков, Петр Алейников, Георгий Жженов. Последнему чуть больше двадцати. И тут рядом оказывается американец, блестяще говорящий по-русски.


«Нам безразлично было - американец он, негр или папуас! - вспоминал Георгий Степанович. - Иностранцев мы рассматривали исключительно с точки зрения наличия хороших сигарет». Хорошие сигареты аукнулись серьезно. С тех пор Жженов встречался (случайно, и никогда тет-а-тет) с американцем еще дважды, мимоходом. А потом кто-то написал донос.

Доносчик потом приходил к Жженову и просил прощения, но дочь Марина Жженова рассказывала: имени отец так и не назвал. Артист знал, что такое быть родственником обвиняемого, на собственном примере: ранее по докладу «куда следует» был арестован его брат, после чего всю огромную семью выслали в Казахстан, а Жженов уезжать из Ленинграда отказался. У него были съемки, чудесный дебют в кино - в «Ошибке героя», в роли тракториста. Парнишка, парень молодой оказался внезапно на втором курсе у Сергея Герасимова в Ленинградском техникуме сценических искусств. Герасимов заступился за ученика, в Казахстан не отпустил.

В автобиографических записках Жженова есть множество деталей, рассказывающих об опыте выживания в лагере, в котором он оказался после общения с американцем. Парню с деревенскими корнями помогал Джек Лондон, внушивший мальчику, что если уж попал в тяжелые условия, то прими эти правила игры. Так Жженов на Колыме смог и шофером стать, и на золотых приисках поработать, и понять, почему его брат Борис на последнем свидании передал памятку: что делать, если арестуют.


У Георгия Степановича все герои становились положительными. Даже западный резидент перековался.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS


Фамилия «Жженов» образовалась от глагола «жечь»: однажды кто-то из прадедов вполне прозаически угорел в баньке. Хотя были шутки и про «Женова», поскольку в биографии Георгия Степановича было четыре жены. Первой, совсем юной, он посоветовал отказаться от него во время тюремного свидания.

Говорят, он мог водить все - даже вертолет. Обожал машины и свою «Победу», купленную после реабилитации в Ленинграде, называл ласково «Ингрид Бергман», в честь любимой актрисы. Однажды бедолагу Ингрид угнали. Иннокентий Смоктуновский, друг Георгия Степановича по Норильскому театру, играл со Жженовым в тот вечер спектакль. И удивился: даже бровь не дрогнула. Но все было просто: отволновался. Еще в 1937 году устал. Да и тогда, в июльскую ночь ареста, оказавшимся 605-м человеком, задержанным в Ленинграде, Жженов вернулся от друзей и умудрился заснуть во время обыска.

Георгий Жженов, сын крестьянина из Тверской губернии и политзаключенный по доносу, сыграл гораздо меньше достойных классических ролей на своем актерском веку на воле, нежели «на северах». Зато стал чуть ли не символом советской разведки - перевербованным графом Тульевым в серии фильмов про резидента. Спокойный, уравновешенный, мудрый. И лучше бы нам помнить, как это далось мальчишке, который начинал в кино с «Ошибки героя», а не с «Ошибки резидента».

Автор
ВАЛЕНТИНА ЛЬВОВА, колумнист
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе