«Не хочу помойки на сцене»

Заслуженная артистка России Екатерина Гусева — о миссии театра, новой роли и современных женщинах.
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова


Екатерина Гусева — одна из самых востребованных актрис. На ее счету — главные роли в фильмах, телесериалах, драматических и музыкальных спектаклях. Последняя театральная работа Екатерины — Настасья Филипповна в спектакле Театра имени Моссовета «Идиот» по одноименному роману Федора Достоевского. С актрисой встретился корреспондент «Известий». 


— Во время спектакля я всё время пытался перекинуть мостик между героиней Достоевского и современной женщиной: не получилось.

— Мне кажется, я знаю, почему. Настасья Филипповна ежесекундно ощущает на себе печать греха, хочет очиститься и гибнет от невозможности это сделать. Когда я думаю об актуальности темы, то пытаюсь понять, к чему сегодня стремятся женщины. Окружить себя комфортом за счет мужчины? Устроить себе сладкую жизнь? Можно не выходить замуж, не рожать детей, не работать, а просто роскошно жить за счет своего покровителя. Этого уже не стыдятся, наоборот — стремятся к такой жизни. Вот вам пропасть между днем сегодняшним и временами Достоевского.

Мне бы очень хотелось, чтобы после спектакля хоть кто-то задался вопросом: а это вообще норма? Ведь кто такая Настасья Филипповна? С одной стороны, бесноватая особа, которая губит себя и окружающих. Мстит этому миру и каждому мужчине за то, что с ней когда-то сделали. А с другой — она невинная жертва, над которой надругались в детстве, а в расцвете жизни — убили.

— Слышал, что спектакль сдавали, как это часто бывает, немного сырым. Вам самой как ощущение от премьеры?

— В этом спектакле у каждого актера такие сложные и объемные роли, что хочется просто жизнь отдать за эту работу. Сколько бы мы ни репетировали, нам всё равно будет мало. У нас, актеров, завышенные требования к себе и к режиссеру, мы хотим еще более подробно и досконально разобрать характеры персонажей, мотивы их поступков, понять тему — про что мы играем. Закрепить находки на прогонах, потому что ответственность колоссальная.

— Режиссер Юрий Еремин трижды обращался к постановке романа Достоевского «Идиот».

— Да, Юрий Иванович — мастер своего дела. Он, в отличие от нас, актеров, которые столкнулись с таким неподъемным материалом впервые, знал, о чем и как будет ставить спектакль. Мы, как слепые котята, полностью ему доверились. 

Юрий Иванович — мой учитель и первый театральный режиссер. Это уже наш пятый совместный спектакль. Когда меня пригласили в театр Моссовета после закрытия мюзикла «Норд-Ост», я сразу попала под крыло Еремина в его постановку «Учитель танцев». По сути, то, что я представляю собой сегодня в театре, сделал он. Для меня работа с ним как классический станок в балете или постановка голоса в вокале.

— Ваш учитель тяготеет к классическому русскому психологическому театру. Это как-то повлияло на ваш вкус?

— Театр, который он исповедует, — основа, система координат и фундамент для актера. Если освоить его школу, то можно не бояться любых экспериментов. Актеру нужна почва, куда он сможет прорасти корнями. Юрий Иванович с улыбкой говорит, что у нас сегодня самый продвинутый и модный театр. Нет обнаженных гениталий, ненормативной лексики, мы исследуем гетеросексуальные отношения, не справляем нужду на занавес. Что тут добавить? Это сегодня такая редкость, что мы невольно выходим в авангард театрального искусства (улыбается).

— Вы ведь в чеховском репертуаре еще не играли?

— Пока нет. Есть о чем мечтать.

— Я к чему спросил? Обычно в студенческие годы девушки мечтают о Джульетте, затем о героинях Чехова, а уже за ними идут Анна Каренина и Настасья Филипповна.

— Пусть мне и не удалось прикоснуться к Шекспиру, но я была Джульеттой и Офелией, когда играла «Бедную Лизу» Карамзина, Белль и Марию в мюзиклах «Красавица и Чудовище» и «Звуки музыки». В моих киноролях, даже в романсах и песнях я узнаю черты шекспировских и чеховских героинь. Конечно, я сегодня уже переросла принцесс, пора, как говорится, становиться королевой, переходить в «супертяж» (улыбается).

— В прошлом сезоне вышел мюзикл «Анна Каренина», где вы сыграли заглавную роль. Режиссер Карен Шахназаров выпустил сериал и «полный метр» по мотивам романа Толстого. Грядет премьера Юрия Грымова. Не задумывались, откуда такой тренд?

— Мне кажется, что «героем нашего времени» сегодня становится женщина. Мужчины почему-то отступают на второй план. Представительницы прекрасной половины человечества занимают лидирующие позиции во многих сферах деятельности. Естественно, это отражается на театре и кинематографе. К сожалению, в нашей литературе и драматургии не так много ярких женских героинь. Одна из них — Анна Каренина, вот многие и взяли в работу роман.

— Какова в целом сегодня атмосфера в театре Моссовета? Не так давно не стало художественного руководителя Павла Хомского, из жизни ушел еще целый ряд прекрасных актеров…

— Да, мы осиротели: ушли Ирина Карташева, Георгий Тараторкин, Александр Леньков, Павел Хомский... Но жизнь продолжается. Театр Моссовета продолжает выпускать премьеры. С переаншлагами идет «Встречайте, мы уходим» с Виктором Сухоруковым. В «Baden-Баден» блистает Евгения Крюкова, на сцене «Под крышей» с большим успехом идет «Месяц в деревне», и вот теперь в 95-й юбилейный сезон мы выпустили «Идиота». А за ним последует «Васса Железнова» с Валентиной Талызиной в главной роли. Сегодня театром руководит «триумвират» — Юрий Еремин, Андрей Кончаловский, Сергей Юрский. Я считаю, что это лучше, нежели иметь во главе какого-нибудь пришлого молодого режиссера. Господи, я их так боюсь!

— Почему?

— Не хочу помойки на сцене. Благодаря Павлу Хомскому нас обошли все эти новомодные чернушные тенденции. Мы, может быть, были какое-то время не в тренде, но пережили этот момент. У нашего театра всегда был свой зритель. Мне думается, что сегодня театр Моссовета — особенный по своей чистоте и глубине понимания собственной миссии. И залы, полные благодарного зрителя, лишь подтверждают, что у нас свой путь и ему не следует изменять.



Справка «Известий»:

Екатерина Гусева окончила Щукинское театральное училище в 1993 году и сразу была приглашена на главную роль в дебютном фильме Николая Лебедева «Змеиный источник». Служила в театре «У Никитских ворот», играла главную роль в мюзикле «Норд-Ост», в день теракта у актрисы был выходной. С 2003 года — в Театре им.Моссовета. На счету актрисы — роли в мюзиклах «Красавица и Чудовище», «Звуки музыки», «Граф Орлов» и «Анна Каренина». В фильмографии актрисы — более 50 картин, в том числе «Бригада», «На верхней Масловке», «Есенин» и др.

Автор
Даниил Поляков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе