Это неуловимое творчество. Чем креативность отличается от интеллекта

Сразу оговоримся: единого мнения о том, что такое творчество, не существует. Современный философ Маргарет Боден, например, называет творчество «фундаментальной особенностью человеческого интеллекта и неизбежным вызовом для интеллекта искусственного» .
Согласно ее теории, креативность означает способность придумывать идеи или артефакты, которые являются новыми, удивительными и ценными. Иными словами, это произведение на свет того, чего мир прежде не видел, но из чего способен извлечь пользу. Но как именно это невиданное генерируется?

Что такое творчество

Хотя консенсуса в определении креативности нет, многие исследователи согласны с тем, что она напрямую связана с новизной и полезностью идеи. По традиции сначала обратимся к этимологии. Латинское слово creo, скорее всего, произошло от протоиндоевропейского корня *ḱer-, который означал «расти, становиться больше».

В раннем Средневековье в межкультурный тезаурус Европы вошли термины facere («делать, создавать») и creare («творить»). Эти слова были взаимозаменяемыми. Только на заре христианской эпохи creare стало обозначать исключительно акт божественного создания из ничего — creatio ex nihilo. Христианская догма исключила из глагола creare человеческое участие, оставив людям только глагол facere.

Буквальное значение креативности в китайском языке — способность и сила людей создавать новое (chuang zao li, chuang zao xing), что аналогично определениям, данным во многих английских словарях. Это слово происходит от японского kozosei, которое является переводом с современного английского слова creativity. Получается, что современное китайское выражение для обозначения творчества в значительной степени заимствовано из западной традиции.

Если взять русское слово «творчество», то с ним тоже не всё однозначно. Во-первых, в русском языке оно оставалось неологизмом вплоть до XIX века. А по вопросу о его этимологии лингвисты разделились на две группы: либо оно происходит от протоиндоевропейского корня, обозначающего «охватывать», «обрамлять», либо от корня, обозначающего «благоприятное время».

Научный мир рассматривал понятие креативности как неотделимое от понятия интеллекта. Только в середине 1950-х годов исследователи наконец-то стали разделять интеллект и креативность как отдельные явления.

Позже даже выделили разные типы креативности. К примеру, Маргарет Боден подразделяет творчество на «импробабилистское» и «импоссибилистское». Первое — это новая рекомбинация уже существующих идей, второе — генерация идей, которые никогда ранее не существовали.

Кто такие творческие люди?

Творческие люди, как правило, открыты для нового опыта, более уверены в себе, амбициозны, импульсивны, целеустремленны, доминантны и враждебны, если сравнивать их с людьми с более низким уровнем креативности.

Исследования показывают, что креативность складывается из многочисленных личностных факторов. Среди них можно выделить интеллектуальные способности, знания, стиль мышления, окружающую среду и мотивацию.

Давайте оставим на минуту абстрактные определения и послушаем Стива Джобса, который однажды описал креативных людей так:

«Творческие люди способны брать опыт, который у них был, и синтезировать из него новые вещи».

Для творчества важно преобразовывать полученный опыт. Даже если не слушать Стива Джобса, а самому обратить внимание на любого художника или писателя, то можно прийти к такому же заключению. Творческие люди внимательно относятся ко всему, что они испытывают при столкновении с внешним миром. Они стремятся периодически осмыслять пережитый опыт. Это очень важно, ведь любой их опыт может послужить материалом для творческого процесса.

Как влияет интеллект на креативность?

Интеллект и знания — это необходимые, но недостаточные условия для творчества. Интеллект и творчество являются отдельными, хотя и взаимозависимыми переменными.

Шиллинг предполагает, что некоторые интеллектуальные способности могут повысить креативность. Например, способность находить связи между проблемами, выделять главное, ясно излагать свои мысли.

Считается, что умные люди чаще используют репродуктивное мышление, то есть они применяют предыдущий опыт и решают проблемы по аналогии. Однако избыточное количество такого типа мышления в некоторых случаях может порождать ригидность, потому что оно закрепляет выработанные ранее парадигмы, не оставляя места свежим решениям и креативности.

В экстремальных ситуациях креативность снижается в тех случаях, когда знания в критической области либо полностью отсутствуют, либо избыточны. Когда у нас слишком много знаний в определенной области, мы можем попасть в ловушку уже исхоженных троп. Это снижает вероятность нестандартного, креативного подхода к ситуации. Но если знания вовсе отсутствуют, то значимого результата ждать не придется: решение может быть творческим, но абсолютно бесполезным.

Выходит, самая плодородная почва для творчества — «умеренные» знания? Сложно обозначить четкие границы такой умеренности. Конечно, чем больше знаний, тем лучше. Логичнее ставить под вопрос богатый арсенал знаний, чем высасывать из пальца решения, пользуясь минимальным интеллектуальным ресурсом.

В общем, исследователи не смогли найти закономерную корреляцию между интеллектом и креативностью, поэтому психологи традиционно считают, что интеллект и креативность — два разных явления. Что мы знаем наверняка, так это то, что и то и другое — характеристики личности.

Креативность как характеристика личности

Способность к творческому процессу исследователи рассматривают как личностную характеристику. Если это характеристика, значит, ее можно попробовать измерить. Для этого даже придумали тесты. Самый популярный — тест Торренса, созданный для проективной оценки способностей к творческому мышлению.

По Торренсу, творчество может быть измерено по четырем позициям: беглость  (количество идей), гибкость (разнообразие идей), оригинальность (уникальность идей) и проработка (детализация идей).

Для Торренса творчество — это чувствительность к пробелам в знаниях, стремление к объединению разноплановой информации. Креативность выявляет проблемы, связанные с дисгармонией элементов, и ищет их решения. Как? Выдвигая предположения и гипотезы о возможности таких решений, затем проверяя их, видоизменяя и перепроверяя до тех пор, пока результат не станет окончательно обоснованным и готовым увидеть свет.

Теория оттачивания (the honing theory), разработанная в основном психологом Лианой Габора, утверждает, что творчество возникает благодаря самоорганизующейся природе мировоззрения. Согласно этой теории, творческое мышление идет не путем перебора и случайных «мутаций» заранее определенных возможностей, а путем использования ассоциаций, которые участвуют в кодировании опыта в памяти.

Центральным в этой теории является понятие состояния потенциальности. В середине творческого процесса человек может проводить ассоциации между текущей задачей и каким-либо предыдущим опытом. Такие ассоциации — это «полуфабрикаты» творчества, которые отбираются для дальнейшего оттачивания. Эта полуфабрикатность идей и есть их потенциальность.

В чем ценность теории оттачивания? В том, что только она объясняет существование личного стиля в творчестве. В этой теории акцент ставится на уникальном структурированном мировоззрении творца, которое проявляется в ходе оттачивания потенциальных идей.

Стадии творческого процесса

Творчество — это не внезапное озарение, а длительный процесс. Боден предполагает, что творческий процесс можно представить в виде алгоритма.

Исследователи насчитывают как минимум четыре стадии, а то и шесть и даже больше. К примеру, такие: подготовка, инкубация, изложение, проверка, коммуникация и валидация. Чтобы творческий процесс сдетонировал, нужно получить опыт в определенной сфере, — это подготовка. Этот опыт нужно «выносить» в себе и осмыслить — это инкубация. Тем более что всё новое — это хорошо забытое (или прошедшее стадию инкубации) старое. Одних хороших мыслей в голове мало — их нужно изложить. Тогда творец оформляет свою мысль в слова/ноты/формулы — это изложение. После творец оценивает результат своего труда — это стадия проверки. Если проверка пройдена, то можно представить свое детище на суд окружающих — это коммуникация. Кто-то извне должен оценить созданное, чтобы продукт творчества получил признание, — это валидация.

Считается, что творческие процессы включают в себя генерирование многочисленных возможностей с их последующим анализом и отбором. Чем более неопределенной является нерожденная идея, тем в большей степени она существует в состоянии потенциальности и тем больше обработки требует, чтобы стать жизнеспособной.

Поэтому промежуток между стадией инкубации и стадией изложения — это святая святых творческого процесса. Другие исследователи выделяют сразу несколько фаз между стадиями инкубации и изложения. После инкубации наступает стадия интимизации: когда человек чувствует, что решение на подходе. А переход идеи из бессознательной обработки в сознательную — это озарение, или инсайт.

Но зачем у человека в принципе появилось стремление к созданию чего-то нового? Откуда взялось это прикладное любопытство?

Почему мы стремимся к творчеству?

Стремление к творчеству связано с внутренней мотивацией и удовольствием. Мы испытываем удовлетворение, когда обнаруживаем закономерности. Ведь, пользуясь закономерностями, мы можем делать более точные прогнозы и упорядочивать хаос вокруг нас.

Когда данные вокруг нас рандомны, то это не что иное, как шум и хаос. Но если мы находим в них закономерности, то мы их упорядочиваем и получаем от этого удовольствие, потому что «схлопываем» эти данные до определенного паттерна, избавляемся от лишнего. Возьмем, к примеру, шум: когда мы слышим беспорядочные звуки, то воспринимаем их только как шум, даже если это звуки музыкальных инструментов. Если же шум начнет складываться в ритмичную мелодию, мы получим удовольствие, даже если эту мелодию составляют удары ложки о чашку. Мы наслаждаемся порядком звуков в большей или меньшей степени, в зависимости от предпочтений. В любом случае мы слышим уже не шум, а мелодию, то есть закономерность. Одно удовольствие — услышать качающую мелодию. Но создать эту мелодию — удовольствие гораздо более высокого порядка. Одно дело — принять готовую закономерность. Совсем другое — самостоятельно вычленить ее из окружающего шума.

Пристрастие к закономерностям можно прививать не только детям, но и искусственному интеллекту, чтобы сделать его любопытным к открытиям. Такой метод работает, но только в условиях благоприятной среды. Если среда неподходящая, то любопытство лишь ухудшает производительность, и у любопытной Варвары действительно на базаре могут оторвать нос.

Человек иногда лезет из кожи вон в стремлении упорядочить беспорядок.

От хаоса к порядку

Нейронауки и психология в основном смотрят на творчество как на стремление к порядку. Но такой взгляд не пришел вместе с современностью. Диалектическая теория творчества начинается с античной концепции, согласно которой творчество происходит во взаимодействии порядка и хаоса. Сегодня, опираясь на научные исследования, мы можем сказать, что творческий процесс происходит в динамическом взаимодействии между когерентностью и некогерентностью. То есть творчество — это слаженная работа мозга в фокусированном и расфокусированном состоянии. Расфокусировка нужна на ранних стадиях творческого процесса, особенно на стадии инкубации, в то время как сфокусированное состояние мозга важно на стадиях реализации творческой задумки.

Как развивалось понятие творчества во времени?

В большинстве древних культур, включая Древние Грецию, Китай и Индию, отсутствовало понятие творчества. Искусство рассматривалось как форма открытия, а не создания.

У древних греков не было терминов «создавать», «создатель». Впрочем, существовал глагол poiein. Он обозначал процесс создания поэзии. Получается, первые творческие зерна греки обнаружили в поэзии. А вот Платон не верил в искусство как в форму создания, но скорее как в форму подражания.

Римляне и греки использовали концепцию внешнего творческого толчка — «гения», связанного со священным или божественным началом.

В иудео-христианской традиции творчество было привилегией исключительно божественной. Считалось, что люди не способны создать что-то новое, они просто воплощают в жизнь промысел божий.

В Европе человек не рассматривался как творец вплоть до эпохи Возрождения. А современное значение акта человеческого творения стало проявляться только с приходом эпохи Просвещения.

Теория эволюции Дарвина и другие теории XIX века радикально повлияли на представления людей о творчестве, сместив фокус на индивидуализм. Творчество стало рассматриваться как деятельность, которая может проявляться не только в поэзии, но и в любых других сферах деятельности: в науке, политике, бизнесе и даже в повседневной жизни. В этом свете двумя центральными компонентами творчества являются его полезность и новизна, независимо от того, в чем источник творческого акта и в какой области применяется его результат.

По сути, индивидуальное творчество получило широкое признание, когда индивидуальные творческие идеи и продукты стали официально отмечаться в некоторых европейских странах. Например, в начале XVII века Великобритания начала предлагать премии и даже патенты и авторские права, чтобы награждать и подстегивать творческих личностей к решению технологических задач.

Творчество под лупой разных культур

Творчество не существует в вакууме. Оно всегда связано с контекстом, средой, организацией, группой или областью, с культурой в целом. Африканское и латиноамериканское творчество исследовалось мало. Зато в отношении культур Северного полушария доступен гораздо больший спектр исследований. Для контраста возьмем в пример Запад и Восток.

Определяющей чертой западной концепции творчества всегда была новизна созданного. А вот на Древнем Востоке критерий новизны скорее отсутствовал. Конечно, сегодня он занимает свое почетное место как на Западе, так и на Востоке.

Люди в индивидуалистической западной культуре больше сосредоточены на развитии себя, в то время как люди в коллективистской восточной культуре стремятся найти способ вписать себя в общество других.

Западные представления о креативности сосредоточены на индивидуальных характеристиках творческих людей: предполагается, что креативные личности готовы бросить вызов толпе. Восточные же концепции сосредоточены на социальных аспектах творческих действий. Получается контраст между западным индивидуализмом и восточным коллективизмом.

В индивидуалистическом обществе, таком как западное, люди могут быть готовы бросить вызов толпе, потому что ценность человека в значительной степени определяется тем, что он делает индивидуально. А в культуре Востока чувство ценности индивидуума определяется в терминах группы. Следовательно, восточные творческие люди могут не видеть ценности в том, чтобы бросить вызов этой группе — «толпе». Ведь ценность человека определяется по отношению к группе, и если человек отчуждает себя от группы, его ценность автоматически улетучивается.

Неудивительно, что работа в команде и поддержка со стороны других людей — очень важные аспекты восточного творческого процесса.

Маслоу соединил эти два представления в разные уровни одного целого. Если на первом уровне важна творческая деятельность конкретного индивида, то на другом уровне важно взаимодействие идей в обществе. Научные сообщества подпитываются открытиями многих людей, чтобы неустанно продолжать генерировать новые идеи.

В любом случае нельзя недооценивать роль общества в креативном процессе. В истории научных открытий многие явления (например, обнаруженные Коперником, Кеплером, Галилеем и Фрейдом) были замечены задолго до их признания. Творческий плод не может полностью раскрыть свой потенциал, если его значение не осознается соответствующей аудиторией.

Как и западной, так и восточной цивилизации важно, чтобы творчество приносило пользу обществу. Согласно Форду, «креативность — это субъективное суждение, сделанное представителями данной области о новизне и ценности продукта».

Существует распространенное мнение, что жители Запада придают большее значение новизне, а жители Востока — уместности. Однако это мнение еще не полностью подтверждено эмпирическими данными.

Если на Западе креативность обычно рассматривается как радикальные изменения между старым и новым, то люди Востока ценят постепенные преобразования. Если Запад стремится к разрыву между старым и новым, то Восток традиционно акцентирует внимание на связи между прошлым и улучшенным.

На Западе креативность долгое время рассматривалась только как общая способность, как всеобъемлющий личностный дар. Однако люди на Востоке (например, китайцы и индийцы) рассматривают креативность как специфическую для конкретной области. Восточная мысль не отделяет творчество от его контекста и от области, в которой оно осуществляется.

Для более глубокого понимания творчества необходимо найти гармонию между западным и восточным подходами.

Как можно повысить свою креативность?

Из теории творчества можно вывести и практические методы. Если знания уже есть (то есть стадия подготовки пройдена), то можно приступать к генерации идей, в чем очень помогают мозговые штурмы. Чтобы найти как можно больше решений, полезно делать это с кем-то в сотрудничестве. Необходимо изучать разные точки зрения, чтобы прийти к самому полезному решению. Нужно не забывать и о важности расфокусировки в творческом процессе, а также находить баланс между трудом, игрой и отдыхом. Не стоит пренебрегать стадией инкубации — надо «выносить» в себе накопленные знания и идеи. Но и фокусироваться тоже нужно уметь, чтобы успешно реализовать задуманное. Также важно помнить, что воплощение идеи в физической форме — это еще не конец творческого процесса. Теперь свои идеи нужно отстоять перед аудиторией.

Автор
Екатерина Бурак
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе