День рождения Балбеса

Ежегодно 18 декабря цирковое сообщество – да и все прогрессивное человечество – отмечает день рождения Юрия Никулина.
Юрий Никулин - Балбес. 
Фото: 1zoom.me


Если бы Юрий Никулин был жив, то сегодня, 18 декабря, ему исполнилось бы 98 лет. К сожалению, это вряд ли реально. В подлунном мире так долго не живут даже самые добрые клоуны. Особенно после того, как они прошли две войны и поражение в своих актерских амбициях.


17-летний Юрий Владимирович Никулин был призван в Красную армию в ноябре 1939 года, служил в 115-м зенитно-артиллерийском полку. Вскоре началась "зимняя" советско-финская война. Зенитная батарея Никулина стояла под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к Ленинграду. В Великую Отечественную войну Юрий Никулин воевал под Ленинградом, победу встретил на территории исторической Курляндии, был демобилизован только в мае 1946 года. С фронта Юрий Никулин возвратился с самыми "солдатскими" медалями "За отвагу", "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией". Говорят, он был представлен к ордену Славы III степени, но что-то, как теперь говорят, "не срослось", вручили медаль "За отвагу". Про такую коллизию Александр Твардовский устами своего героя Василия Теркина говорил: "Нет, ребята, я не гордый – не заглядывая вдаль, так скажу: на что мне орден? Я согласен на медаль!".

Хоронили Юрия Никулина в августе 1997 года на Новодевичьем кладбище с воинскими почестями. Список его "военных" наград к тому времени пополнился многими юбилейными и почетными медалями.

Впоследствии военный опыт Юрия Никулина помог ему изумительно – без лишнего пафоса, сдержанно и вместе с тем драматично – сыграть в советских военных картинах "Они сражались за Родину" Сергея Бондарчука и "Двадцать дней без войны" Алексея Германа. Причем на последнюю роль его, тогда уже известнейшего комика, не хотели приглашать: видимо, "в верхах" боялись, чтобы не превратил трагедию в фарс. Только вмешательство Константина Симонова помогло назначить Никулина на роль военного журналиста Лопатина. С высоты наших дней ясно, какое это было правильное решение.


Юрий Никулин в фильме "Двадцать дней без войны". 
Фото: newfilms.tv


Юрий Никулин был великим комедиантом и трагиком в одном лице. Как Чарли Чаплин, чьи фильмы он с детства обожал. А еще некоторые знатоки прослеживают параллели кинематографического искусства Юрия Никулина с бешено популярным комиком немого кино середины ХХ века Бастером Китоном (1895 – 1966). Правда, Бастер был коротышкой, а Юрий Владимирович – долговязым. Но ужимки, выразительные гримасы и даже смешной головной убор он мог вполне перенять у старшего американского коллеги. У Китона это было канотье. На арену Юрий Никулин тоже часто выходил в канотье с цветочком. В кино его сменила потешная тюбетейка Балбеса. Однако тема актерской "переклички" Бастера Китона и Юрия Никулина еще ждет всестороннего изучения.


Бастер Китон. 
Фото: tstosterone.ru


Загвоздка в том, что артистической карьеры у Юрия Владимировича вообще могло не быть!..

Юрий Никулин был выходцем из артистической семьи. Его отец и мать работали в драматическом театре Демидова – небольшого городка Смоленской губернии, где в 1921 году и появился на свет будущий клоун. В Демидове его отец Владимир Андреевич Никулин организовал "Теревьюм" — передвижной театр революционного юмора, где сам ставил спектакли и играл. В 1925 году семья переехала в Москву, и Юрик несколько лет проучился в образцовой школе, где частыми гостями были писатели и артисты. Когда в старших классах Юрий перешёл в обычную среднюю школу, ему больше всего не хватало культурного досуга, общения с артистическими гостями, в чем он признался в мемуарах.


Мемориальная доска Юрию Никулину в Демидове. 
Фото: keytown.me


И вот этого молодого человека, с младых ногтей приобщавшегося к искусству, несколько раз "срезали" на приеме в творческие вузы!.. Председатели приемных комиссий во ВГИКе и ГИТИСе… не нашли в Юрии Никулине актёрских задатков. Пришлось ему поступить в школу-студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре. Некоторое время Никулин работал ассистентом у знаменитого тогда клоуна Михаила Румянцева – Карандаша, у него же и познакомился со своим будущим многолетним партнером Михаилом Шуйдиным. Пару лет они набирались у гуру циркового опыта, потом ушли от него и составили самостоятельный клоунский дуэт "Никулин и Шуйдин". Говорят, в жизни они были непохожи, как лед и пламень. А на арене блестяще дополняли друг друга. Поэтому клоунские номера Никулина и Шуйдина навсегда останутся вершиной циркового искусства. Даже те, которые были весьма злободневны, и, казалось, должны были остаться в прошлом с падением СССР.


Клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. 
Фото: m.russiainphoto.ru


Юрий Никулин показал замечательный пример циркового долголетия: он прослужил на манеже около полувека (!) и перестал выступать в цирке, когда ему исполнилось 60 лет. С 1981 года он стал главным режиссёром цирка на Цветном бульваре, а с 1984 года — директором и худруком этого учреждения. Давным-давно в народе Московский цирк на Цветном бульваре зовут "цирком Никулина". Современное здание цирка построено при директоре Юрии Владимировиче. Теперь директорскую должность занимает сын артиста – Максим Юрьевич Никулин.

Во всех амплуа, которые соединял в себе Никулин – актер и режиссер цирка, киноартист, телеведущий – он был уникален и разнопланов и проявлял новаторский подход. Так, "роль-маску" Балбеса в культовые комедии Леонида Гайдая Юрий Владимирович принес с цирковой арены. Таким образом он привлек в кино само понятие о ролях-масках. К ним относятся и Трус и Бывалый. Эти образы так прижились, что образ троицы мелких жуликов "заимствовали" у Гайдая другие режиссёры: Эльдар Рязанов в сатирической комедии "Дайте жалобную книгу" и Евгений Карелов в эксцентрической комедии "Семь стариков и одна девушка". На вкус и цвет товарища нет – но мне представляется, что Юрий Никулин в образе Балбеса был самым органичным. Эта маска "взывает" ко многим архетипическим героям – Иванушке-дурачку, побеждающему всех умных, шуту, говорящему королю правду, и народной мудрости, что только очень мудрый и тонкий человек может убедительно изобразить из себя недоумка.  


Трио "разбойников". 
Фото: ufavesti.ru


Но ошибкой было бы думать, что маска Балбеса "приросла" к лицу Никулина. Даже в этом комедийном обличье в нем есть человеческие черточки. Что уж говорить о его серьезных или драматических ролях – Кузьме Кузьмиче в фильме "Когда деревья были большими", старшем лейтенанте-пенсионере Николае Мячикове в печальной комедии "Старики-разбойники", монахе Патрикее в "Андрее Рублеве", дедушке Николе Николаевиче в пронзительном "Чучеле"… Герои Юрия Владимировича – обыкновенные люди без всякого наигрыша и фальши, способные на глубокие чувства и сохраняющие достоинство в самых затруднительных ситуациях. Поэтому, возможно, на многих производила неоднозначное впечатление юмористическая телепрограмма "Белый попугай", которая выходила в 1993—1997 годах. Юрий Никулин был ее ведущим до самой смерти. Передача была "разухабистой", содержала шутки ниже пояса и рискованные анекдоты. Юрий Владимирович при всем его артистизме и богатом клоунском прошлом не вписывался в этот разгул. Но что поделать – послеперестроечное искусство сильно опустило планку требования и качества…


Юрий Никулин в передаче "Белый попугай". 
Фото: Википедия


Несмотря ни на что, о Юрии Владимировиче сохраняется в народе долгая теплая память. Ежегодно 18 декабря, в день его рождения, у могилы на Новодевичьем кладбище собираются деятели циркового искусства, вспоминают замечательного артиста и руководителя.

"Оригинальный" способ почитания памяти Юрия Никулина нашли в его родном городе Демидове, почётным гражданином которого был артист. В Демидове стоит уличный памятник артисту, а также якобы до сих пор существует его отчий дом. В 2013 году я побывала в Демидове и была удивлена, увидев вместо ожидаемой избенки фешенебельный гостевой дом. В облике этого заведения не чувствовалось ничего ни от Балбеса, ни от доброго клоуна, ни от старика Николая Бессольцева, верно служащего своему делу…

В августе 2019 года, видимо, к очередной годовщине ухода Юрия Владимировича, портал "keytown.me" посвятил целый материал дому-усадьбе Никулина в Демидове. По данным этого издания, выдаваемый за музей актёра дом имеет к Никулину разве то отношение, что построен на том же месте, где когда-то стояла изба Никулиных. В 2003 году избу приобрели некие столичные бизнесмены, желавшие создать в нём дом-музей артиста. Но построили на историческом месте новый дом и именно в нем в 2011 году открыли вроде как музей, но в большей степени частную гостиницу. Фотограф, житель Демидова Геннадий Дубино, уже несколько лет "воюет" с нынешними владельцами дома-усадьбы, сообщает статья, считая, что они нарушают Федеральный Закон "О рекламе" и подают в СМИ и соцсети недостоверную информацию, выдавая новодел за родовое гнездо Юрия Никулина. По словам Дубино, подлинные вещи Юрия Владимировича его близкие подарили в Демидовский историко-краеведческий музей. Именно там хранятся фотографии, костюм, очки, записная книжка, фарфоровые статуэтки клоунов и диск с песнями Юрия Никулина.



"Усадьба" Юрия Никулина в Демидове. 
Фото: keytown.me


В той же статье приводилась удивительная информация: Совет депутатов Демидовского городского поселения… отказал в присвоении городскому парку имени Юрия Владимировича Никулина. Эта мера называется "преждевременной и нецелесообразной". Почему преждевременной, если в 2021 году будет отмечаться столетие со дня рождения великого клоуна? Депутатам виднее…

Автор
Елена Сафронова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе