Анастасия Вертинская: «Меня потрясла современная актерская эмиграция и отголоски ненависти, которые оттуда несутся»

Актриса Анастасия Вертинская отмечает 80-летний юбилей.
Актриса Анастасия Вертинская
Фото: Борис КУДРЯВОВ. Перейти в Фотобанк КП


В свой день рождения Анастасия Вертинская вместе с семьей уехала в Санкт-Петербург. Там с сыном Степаном, невесткой и внуками и отметит круглую дату…



ИДЕАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА МАЛЬЧИКОВ

- В Петербурге у нас запланирована культурная программа, - рассказала мне Анастасия Александровна накануне своего юбилея. - Утром 19 декабря я пойду на службу в Казанский собор. Это день памяти святого Николая Чудотворца. Ну а дальше по программе - Русский музей, там сейчас очень интересные выставки. Мы надеемся попасть на «Щелкунчика» в Мариинский театр...

- Раз поехали с внуками, то на «Щелкунчика» обязательно надо попасть. Кстати, как-то вы рассказывали мне, что ваша любимая роль теперь - это роль бабушки. У вас четверо внуков, есть правнуки. И все они, кроме внучки Александры, – мальчишки. Если считать вместе с вашим сыном Степаном, получается шесть мужчин. Вы - идеальная воспитательница мальчиков? А это непросто, знаю по себе. Как вы их воспитываете?

- Ну это вы мне льстите - про идеальную воспитательницу мальчиков. Думаю, нет никакой другой системы воспитания, кроме той, в которой ты сам был воспитан родителями. В моём детстве большую роль сыграл отец – Александр Николаевич Вертинский. Хоть он и редко бывал дома, потому что всё время ездил на гастроли, зарабатывал деньги для семьи. Но он любил с нами проводить время, читать нам с сестрой сказки Андерсена. Он был добрейший человек.

Я тоже много читаю внукам. Всегда их страшно баловала, как когда-то меня баловал отец. Старшие внуки уже выросли, у них свои семьи, дети. У меня теперь только один подопечный – семилетний Лука (младший сын Степана Михалкова – Ред.).

- Тоже читаете ему сказки и, наверное, смотрите с ним мультики?

- Иногда смотрю. Мне больше нравятся наши старые мультфильмы, чем современные. Они более человечные. Если взять современного «Маугли», то это история про какие-то сплошные авантюры животных, которые живут в джунглях. Ребенок сразу вовлекается в мир авантюризма. А наш советский «Маугли», который озвучивали великие артисты Клара Румянова, Людмила Касаткина, Анатолий Папанов, очень человечный и невероятно гуманный. С внуками я стараюсь придерживаться старого репертуара…


Анастасия Вертинская и ее сын Степан Михалков
Фото: Борис КУДРЯВОВ. Перейти в Фотобанк КП



КОМФОРТНО В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ, А НЕ НА СЦЕНЕ

- Вы рано ушла из профессии. Из театра и из кино. Не возникает порой спонтанного желания вернуться?

- Правильнее сказать: я ушла вовремя. Господь дает человеку не только профессию, в которой он реализуется. Он даёт нам жизнь, которая важней любой профессии. У меня есть семья, близкие, книги, которые хочу прочитать. Я живу очень гармоничной жизнью. Хотя люблю актерскую профессию, но всему своё время. Я начала сниматься в 15 лет (в фильме Александра Птушко «Алые паруса» - Ред.). Благодарна судьбе за то, что мне была дана возможность работать с великими режиссерами – и в театре, и в кино. Они меня вырастили профессионально. Но тех режиссеров, с которыми я работала когда-то, уже нет. Нет хороших современных драматургов, нет хороших пьес. У нас не пишут пьесы, где были бы интересные возрастные роли. Поэтому и желания вернуться в профессию у меня нет.

- Есть артисты старшего поколения, которые работают с режиссерами, определяющими лицо современными театра. Например, Александр Збруев нашел своего режиссера - Константина Богомолова…

- Я очень рада и за Збруева, и за Богомолова. Понимаете… Это трудная актерская профессия. Она требует и сил, и большой энергии. Наверное, я не отношусь к тому типу артистов, которые хотели бы умереть на сцене. Я хожу в театры. И очень комфортно чувствую себя в зрительном зале, а не на сцене.

Недавно была на спектакле Александра Домогарова «Вертинский» в постановке талантливой Нины Чусовой. Блестящий спектакль, прекрасный Домогаров в роли Вертинского. Он не старается показать Александра Николаевича манерным, в отличие от многих других артистов, которых я видела в этой роли и которые всё время что-то… изображали. Вопреки бытующему мнению, Вертинский не был манерным. На сцене он был минималистичным. Один-два жеста, но они были выразительными. Когда же я вижу актерское кривляние, мне становится обидно за отца. А Домогаров потрясающе нашел себя в Вертинском. Соединил свою актерскую судьбу с биографией Александра Николаевича. Сумел понять и передать его гражданскую позицию. Это важно сейчас.

Ведь находясь в эмиграции, Александр Николаевич очень страдал без родины. Он любил Россию, пел о родине, ностальгия была его музой. Он скучал, тосковал. Довольно быстро понял, что хочет вернуться. Но ему разрешили это сделать только в 1943-м году. Раньше ему не давали. Он вернулся в тяжелейшие годы войны. Провел огромное количество благотворительных концертов, выступал перед ранеными. Об этом важно не забывать сегодня…


Кадр из фильма Алые паруса»


- Почему?

- А разве вас не потрясла современная актерская эмиграция?

- Лучшие же остались да и большинство...

- Но никто не ожидал, что актеры вообще захотят уехать. Поэтому их отъезд стал шоком. И дело не в том, кто, сколько и куда уехал. А в тех отголосках ненависти, которые доносятся оттуда. Откуда эта ненависть? Ведь эти актеры были благополучны в России. Как можно так высказывается о своей стране? Должна же быть какая-то порядочность.

Александр Николаевич Вертинский, находясь в эмиграции, ни разу не позволил себе дурного слова о России. Спектакль «Вертинский» - прекрасный пример отношения к родине творческого человека. Вертинский – это русский интеллигент, поэт, композитор, певец, человек с огромной душой и сердцем.

- Вы много лет занимались наследием отца, его архивами… А что сейчас?

- Мне бы хотелось открыть музей Александра Вертинского. Большой архивный материал я передала в Литературный музей, который приобрел интерьер рабочего кабинета Александра Николаевича. На Проспекте мира стоит симпатичный зеленый особняк, в котором находится музей Серебряного века, это отдел Государственного литературного музея имени Даля. Там есть флигель. Мы бьемся за то, чтобы в этом флигеле был открыт музей Вертинского. Это могло бы стать интересным местом для города, где можно было бы проводить концерты, литературные вечера.



УТРОМ - ЧАШЕЧКА КОФЕ

- Анастасия Александровна, что вы делаете, чтобы и в возрасте оставаться эффектной женщиной?

- Никаких особых усилий. Я не испытываю проблем из-за того, что мне исполняется 80 лет. В каждом возрасте есть своя прелесть. Дожить до глубоких лет - это тоже подарок судьбы. Страшна не старость, страшна дряхлость. Но пока я до неё не дожила.

- Вы всегда стройная, подтянутая… Наверное потому, что питаетесь один раз в день. По-прежнему не завтракаете? Только чашка кофе?

- Утром не завтракаю. Пью чашку кофе, которой мне хватает на полдня. Привычка плотно ужинать осталась у меня со времен работы в театре. Артист перед спектаклем ничего не ест. А после спектакля – наворачивает. Переедать на ночь, конечно, не надо. Но у каждого свой режим, просто прислушивайтесь к своему организму. Вообще еда не играет для меня значительной роли. Мне никогда не хватало воли сидеть на диете. Я не стремлюсь быть подчеркнуто худой. А то, как я выгляжу, - это просто хорошая генетика. Была бы другая генетика, возможно, с чем-то и поборолась бы. А сейчас – хорошо бы сохранить то, что дали родители.

- И ещё вопрос: почему вас совсем не бываете на светских мероприятиях?

- Не люблю светские мероприятия с детства. Мне некомфортно там. Домой возвращаешься и думаешь: черт-те чем занимался весь вечер, зачем? Я люблю тишину, уединение, книги и узкий круг друзей и членов семьи.

Автор
Анастасия ПЛЕШАКОВА, специальный корреспондент
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе