Традиционно самая популярная номинация Международного конкурса им. П.И. Чайковского у слушателей и зрителей он-лайн трансляций - фортепиано.
Фото: Елена Алексеева
Первый тур состязания всегда самый жаркий и очень волнительный. С первой ноты музыканту необходимо ярко заявить о себе. 25 участников по-разному демонстрируют свое мастерство и сценическую выносливость.
В состав жюри фортепианной секции XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского вошли: Денис Мацуев (Россия) - председатель жюри, Владимир Виардо (Россия/США), Виктор Ересько (Россия), Ик Чху Мун (Южная Корея), Хидеко Кобаяши (Япония), Ли Минцян (Китай), Лю Шикунь (Китай), Максим Могилевский (Бельгия), Владимир Овчинников (Россия), Валерий Пясецкий (Россия), Та Куанг Донг (Вьетнам), Юстус Франтц (Германия).
Фото: Елена Алексеева
Компетентное жюри внимательно отслушивает выступления претендентов на выход во второй тур. Интернациональная публика в зале поддерживает аплодисментами каждого выступающего, но особенно "болеет" за представителей своих стран. В поле зрения первой ступени конкурса -хрестоматийная программа, которая, как лакмус, проявляет техническую оснащенность конкурсанта и его владение музыкальными стилями. В требования выступления входят: И.С. Бах. Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» (том I или II); классическая соната (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, М. Клементи); одно или несколько произведений П. Чайковского; три виртуозных этюда (по одному этюду Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Рахманинова). Продолжительность всех сочинений - не менее 40 и не более 50 минут.
На сцену легендарного Большого зала Московской консерваториии на вечерний блок прослушиваний второго дня вышла международная команда исполнителей. Первым играл участник из Китая Янь Фан (номер 14), затем российский пианист Антон Яшкин (15), Энджел Станислав Вонг (США, 16), Еламан Ернур (Казахстан, 17) завершил конкурсный день.
Фото: Елена Алексеева
Все ребята, представители различных исполнительских школ, выказали высокую наученность пианистическому мастерству, владению туше, звуковому благородству инструмента. Янь Фан в "Размышлении" из "18 пьес" Чайковского и в Прелюдии и фуги до-диез минор, I т. ХТК, Баха создал мягкую тембральную ауру рояля. Инструмент дышал свободно, звук окрашивался теплыми красками.
Бетховен Соната n 31 ля-бемоль мажор стала случайно "обязательной" для него и следующего выступавшего Антона Яшкина. У нашего Антона, ученика Наталии Трулль, поздняя бетховенсаая соната прозвучала очень достойно. Драматургически выверенная форма, убедительно расставленные во времени эпизоды, общее понимание стиля отличали его исполнение. Также, "Элегическая песня" Чайковский и этюд "Метель" Листа у пианиста особенно произвели впечатление на слушателя. Хочется думать, что музыкант устремится в следующий тур.
Этюд до-диез минор Шопена, соч. 10 n 4, также оказался по соседству в исполнении Антона Яшкина и Энджела Станислава Вонга. Эффектная виртуозная шопеновская "штучка" была сыграна по-разному двумя потенциальными конкурентами. Энджел Вонг родился в Лос-Анджелесе. Сейчас обучается в Центральной музыкальной школе при консерватории им П.И. Чайковского, лауреат множества международных конкурсов. Пианист известен публике как участник телевизионного конкурса юных музыкантов "Щелкунчик". Из крупной формы на первый тур он выбрал сонату n 23 фа минор "Аппассионату" Бетховена.
Еламан Ернур из дружественного Казахстана выступил в заключении вечерних прослушиваний второго дня. Пианист выказал тонкое ощущение звука и звуковую полетность в Сонате-партите соль мажор Гайдна. Это было запоминающимся исполнением. Жаль, что растерялся в этюде Листа.
По окончании дня Антон Яшкин поделся впечатлениями от своего выступления. Это было волнительно, ответственно и классно. Музыкант, по его словам, обожает играть в Большом зале консерватории. Он надеется, что держал внимание публики, но вот про жюри сказать также очень сложно.