Денис Мацуев: Что нужно сейчас России, чтобы оставаться великой музыкальной державой

Народный артист России Денис Мацуев провел в Китае почти месяц.
В Шанхае, где Мацуев играл пять концертов Рахманинова, билеты были проданы за один день. 
/ Предоставлено Еленой Забурдаевой


Мощный концертный бросок по крупнейшим городам Поднебесной дал не только новый опыт и яркие впечатления, но и привел к важным практическим результатам, в том числе в области производства фортепиано в нашей стране. И обо всем этом музыкант рассказал в интервью "РГ".


Логистика зарубежных гастролей наших артистов переориентировалась с западных направлений на "глобальный юг" и, в частности, Китай. Чему мы можем поучиться друг у друга, если говорить о классической музыке? И насколько эта переориентация интересна лично вам?

Денис Мацуев: Я в Китае уже 25 лет: впервые побывал там еще в 1998-м, после победы на конкурсе Чайковского, и все это время смотрю, что там происходит. Человек я не завистливый, но меня распирает от чувства белой зависти, когда вижу, какие там дороги, аэропорты, вокзалы, а в любой "деревне" - по китайским меркам это многомиллионный город - стоит космический "шаттл" - комплекс с несколькими залами, оснащенный хорошими инструментами, с вместимостью от стадионной до камерной, с великолепной акустикой.


Но главное, за что можно уважать китайцев: они полностью скопировали систему советского музыкального образования, привили любовь к музыке детям и родителям. Теперь ребенок в этой стране почти автоматически идет в музыкальную школу, а инструмент (пианино) стоит едва ли не в каждой квартире. А ведь все это еще недавно было у нас... Я уже не говорю о внедрении ими нашей трехступенчатой системы музыкального образования, благодаря которой страна вырвалась на международный уровень. Буквально на каждом конкурсе мы видим: среди китайских пианистов есть серьезные кадры, и они не просто играют быстро и виртуозно. Это одаренные люди, которые выросли в развитой музыкальной среде, что очень важно.


Несомненно, Китай - одна из прорывных стран, идущих вперед очень быстро и останавливаться не собирающихся. Я могу сравнивать, потому что, скажем, Китай в мой первый приезд 1998 года был совсем другим: во время выступления в зале звонили мобильные телефоны, зрители громко разговаривали. Мне даже казалось, что я им мешал: чем громче я играл, тем громче говорили они. Сейчас все иначе. Вы не представляете, как публика слушала пять (!) подряд концертов Рахманинова (точнее, четыре концерта и Рапсодию на тему Паганини), которые я играл вместе с нашим замечательным Госоркестром Татарстана под руководством главного дирижера Александра Сладковского и главного приглашенного дирижера, китайского музыканта Кристофера Чена. Да, концерт шел с двумя антрактами, но длился пять часов. Однако какая тишина была в зале, понимающая тишина! Между частями не хлопали, кашляли только в перерывах - терпели. Это говорит о наученности, воспитанности публики, и не только в Шанхае и Пекине, но и в Сучжоу, в Шэньчжэне, Гуанчжоу, Ханчжоу, Хэфэе, Чанше, других городах.

Интересно, а каковы цены на билеты?

Денис Мацуев: Точно не скажу, но они недешевы. Однако, например, в Шанхае, где мы как раз играли пять концертов Рахманинова, билеты были проданы за один день!

За что можно уважать китайцев... Они внедрили нашу трехступенчатую систему музыкального образования, благодаря которой страна вырвалась на международный уровень

Об интересе китайцев к классике, особенно к фортепианной музыке, ходят легенды. Говорят, в стране 50 миллионов человек играют на фортепиано. И тут немаловажно, что им есть на чем играть: сегодня в Китае производят достойные инструменты, которые котируются в мире, в то время как наши почти 50 фабрик, работавшие в советское время, а тем более именитые дореволюционные лейблы, увы, растворились в пространстве. Возможно, тут нам как раз стоит поучиться у восточного соседа? Видите ли вы тут какие-то перспективы?


Денис Мацуев: С удовольствием расскажу, тут я, что называется, "в теме". Несколько лет назад мы с Валерием Гергиевым, Ольгой Голодец и нашим замечательным настройщиком Владимиром Спесивцевым выдвинули идею возобновления нашего фортепианостроения. Ведь что происходило в последние годы? В России начали выпускать пианино и рояли, которые, однако, никакого отношения к нам не имеют. Это, по сути, китайские, немецкие, чешские инструменты, которые собираются у нас, но все детали приходят оттуда. То есть это сборка. Например, появился кабинетный рояль "Михаил Глинка", у которого, как говорят знающие люди, "из русского - только душа, все остальное - китайское". Конечно, это хорошо, что мы эти инструменты выпускаем, и наши музыкальные школы заполняются новыми пианино среднего качества: они все-таки лучше тех, допотопных, на которых уже невозможно играть. Но нам надо двигаться дальше.


Каким образом? И могут ли китайские коллеги помочь?

Денис Мацуев: Начну с того, что в течение этой поездки я дважды играл на китайских роялях - "Янцзы Ривер" (Yangtze River), который мне понравился еще пять лет назад, когда я выступал в Гонконге, и даже порекомендовал его на конкурс Чайковского. Этот инструмент еще на 16-м конкурсе (2019) выбрали несколько конкурсантов, не только китайцы. Это был прорыв для них, а китайский пианист Ань Тяньсю, игравший на "Янцзы", даже стал лауреатом.

Строительство залов должно войти в моду. Классическая музыка - это терапевт, это вакцина, необходимая в любой точке на земле

Также я играл на рояле "Кайзерберг" фирмы "Перл Ривер" (Pearl River Piano Group) - китайской государственной корпорации в Гуанчжоу, одной из крупнейших в мире. Да, этот инструмент пока еще не совершенен, ему не хватает звукового объема, хотя он очень певуч в верхнем регистре, но китайские специалисты - фанатики своего дела, они все время находятся в поиске (и, кстати, постоянно обращаются и ко мне, и к Спесивцеву за рекомендациями). Так что, думаю, они добьются совершенства.


Так вот, я встречался с президентом этой фабрики, который хочет приехать в Москву, чтобы открыть фабрику в России, а главное - начать готовить наших мастеров, которых сегодня у нас просто нет. Понятно, что в основном технологический цикл изготовления фортепиано автоматизированный, но без ручной работы не обойтись. Так что если все получится, это будет наше производство, наша рабочая сила и наш материал, в том числе древесина, которая должна несколько лет отстаиваться, прежде чем с ней можно начать работать.


(*Соцсеть Facebook запрещена в РФ; она принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской).


Я надеюсь, эта история будет иметь продолжение, и мы обязательно подготовим встречу руководителя "Перл Ривер" с нашими чиновниками, чтобы о российском фортепианостроении можно было бы говорить уже всерьез, так как это будет уже не просто сборка. Лично я готов сделать все возможное, чтобы наши фабрики строения пианино и роялей возродились. Но, конечно, это дело не одного года.


Денис, без преувеличения, это будет историческое событие. Дай бог, все сложится, и президент корпорации "Перл Ривер" приедет на переговоры в Россию. О каких наших городах может идти речь, где можно развернуть производство?

Денис Мацуев: Об Иркутске, Казани, Москве, почему бы и нет? Это могут быть инструменты под названием "Байкал", например, или, если мы говорим про Казань, то "Алга" ("Вперед") - татарское слово, которое выкрикивают оркестранты ГАСО Татарстана в своем коронном бисовом номере "Стан Тамерлана". Ну и не только об этих, и о других городах тоже. Главное: дело уже завертелось, и это тоже один из позитивных результатов поездки.

А как вы оцениваете ситуацию в другом важнейшем для отрасли вопросе реконструкции и строительства концертных залов в России? Сравнимо ли с Китаем? Все-таки тут у нас уже лет 15 как "вагончик тронулся"…


Денис Мацуев: Да, но это еще не стало нашей идеей. Пока это инициатива отдельных людей - Гергиева, некоторых чиновников, я тоже помогаю этому процессу. Прекрасные залы появились во многих городах как новые (Омск, Мариинский-3 в Санкт-Петербурге, "Зарядье" в Москве), так и реконструированные (Оренбург, Владикавказ). Вскоре после реконструкции откроется зал в Перми, в 2024 году - новый концертный комплекс в "Сириусе" (Сочи), Владивостоке, также будет построен зал в Иркутске и не только… Строятся театры и их филиалы, и все же традиции пока нет.

Действительно, в Китае в последние десятилетия в каждом крупном населенном пункте обязательно возводится концертный зал…

Денис Мацуев: Конечно, и это часть стратегии развития городов. Ведь что такое современный оснащенный зал для города? Прежде всего невероятная точка притяжения. Да, не везде в наших городах люди готовы ходить 20 раз в год на концерты классической музыки, тем не менее у нас уже выросло поколение, которое приучено ходить в филармонию, и я, и мои коллеги во главе с Гергиевым приложили к этому руку.


Я считаю, строительство залов должно войти в моду, ведь классическая музыка - это терапевт, это вакцина, необходимая в любой точке на земле. Но для того чтобы ее играть, нужны условия: акустика, инфраструктура, инструменты, комфорт для зрителя, и тогда мы сразу видим другую химию исполнения. Тот, кто сделает зал в своем городе, впишет себя в историю, ведь это проект на сотни лет. Уверен, что мы справимся с этим. Спасибо всем, кто это делает. Но если есть зал мирового уровня, сразу встает вопрос про высококлассный оркестр.


Возьмем, к примеру, Оренбург: там потрясающий новый зал, и теперь следующий шаг - рождение прямо на наших глазах симфонического оркестра из нынешнего камерного, и я горжусь, что причастен к этому. Новые коллективы появились в последнее время в Тюмени, Челябинске, и мы тут соучастники процесса. А Уфа? Национальный симфонический оркестр Башкирии (с 1 декабря он называется Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Башкортостан. - прим. ред.) сделал сумасшедший рывок, он идет по стопам старшего товарища, одного из лучших российских коллективов - ГАСО Татарстана, и я готов им помогать.


Как вас на все хватает? Я знаю, что и китайцам вы тоже помогаете все больше, и не только советами.

Денис Мацуев: Да, на будущий год я буду там неоднократно. Появится и конкурс новый, и фестиваль, и мастер-классы. Да и долги надо отдать - сыграны еще не все концерты, отложенные с ковидных времен.

А фанаты у вас там есть?

Денис Мацуев: Фанатское движение - это отдельная история. Ко мне даже были приставлены два охранника, настолько непосредственной бывала порой реакция публики: даже приподнимали мою машину несколько раз. Иногда складывалось впечатление, что мы находимся на рок-концерте.

Играл я в основном русскую классику: Чайковского, Рахманинова, Скрябина, но все хотели продолжения, так что в каждом городе я исполнял еще и минимум по шесть бисов, всего сыграл 54 пьесы, при этом ни разу, ни в одном городе не повторился. Но и этого публике было мало, люди жаждали общения и вне рамок концерта, так что ради этого я на час-другой задерживался. Да, физически было непросто: каждый день переезды на сверхскоростных поездах 400 км в час или перелеты, но послевкусие изумительное.


Автор
Ольга РУСАНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе