Российская анимация сегодня: лучшие сериалы и авторские мультфильмы последних лет

Что представляет собой российская мультипликация сегодня? 

На этот вопрос отвечает анимационный эксперт, продюсер и сценаристка Мария Терещенко*, которая специально для «Афиши» собрала около двадцати лучших мейнстримных и фестивальных проектов.
____________________________
*Предупреждение о возможном конфликте интересов: Мария Терещенко принимала участие в создании мультсериалов «Бодо Бородо» и «Фееринки».



Сериалы

Сейчас сложно в это поверить, но каких‑то 20 лет назад анимационной индустрии в России просто не существовало. Конечно, мультфильмы снимались, но, во-первых, в очень небольших количествах, а, во-вторых, широкий зритель отечественную анимацию совсем не видел. Однако российские аниматоры, продюсеры и режиссеры совершили чудо, построив настоящую индустрию, в рамках которой создаются мультфильмы почти на любой вкус. От милых 3D-сериалов для дошкольников до артхаусных полнометражных картин и фестивальных короткометражек.

Сегодня даже не ангажированные зрители без раздумий назовут с десяток заметных анимационных брендов. «Смешариков», «Малышариков» и «Фиксиков» компании «Рики». «Лунтика», «Барбоскиных» и мультфильмы про богатырей от «Мельницы». «Ми-Ми-Мишек» и «Сказочный патруль» студии «Паровоз». «Трех котов» («Метрафильмс»), новое «Простоквашино» от легендарного «Союзмультфильма» и, конечно, «Машу и Медведя» — проект, который знают не только в России, но и во всем мире.

Рядом с этими флагманскими брендами развивается множество других сериалов, появляются авторское кино, альманахи и тематические циклы. Каждый год сотни новых названий и сотни часов анимационного контента. И далеко не всегда самое известное означает самое лучшее. Чтобы помочь сориентироваться в российском анимационном разнообразии, мы составили небольшой список проектов, которые, несомненно, заслуживают внимания.



«Поросенок», реж. Наталья Березовая (студия «Пилот»)


© Студия «Пилот»


История этого сериала начинается в 2000 году, когда начинающий режиссер Наталья Березовая сделала крошечный трехминутный фильм «Моя жизнь». Главный герой этой короткометражки — маленький поросенок, который живет на скотном дворе и пытается осмыслить окружающий мир. Мир скотного двора не слишком привлекателен, однако поросенок видит в нем свои плюсы. Радуется, что дедушку «пригласили на обед». Гордится папой-хряком и любит маму-свинью. Свой рассказ герой заканчивает на фоне закатного неба рассуждениями о смысле жизни: «Иногда я думаю, для чего мы существуем? Один дядя мне сказал, что я должен стать молодцом. Или холодцом? Я точно не помню, но, по-моему, все-таки молодцом. Конечно, я еще маленький и многого не понимаю, но, если бы мне пришлось выбирать, я бы хотел быть тем, кто я есть».

«Моя жизнь», пожалуй, один из самых очаровательных фильмов постсоветской анимации — так хорошо в нем сочетаются вульгарный юмор с нежнейшей лирикой, философия — с острой сатирой, самоирония — с абсолютным принятием себя и окружающей действительности. Все то же самое можно увидеть и в сериале «Поросенок», который начал выходить в 2014 году и продолжается до сих пор (хотя и очень неспешно — все-таки это скорее авторский, нежели коммерческий проект). В новых сериях главный герой пытается спасать картошку, задумывается о том, как «оставить след искусством» и общается с призраком дедушки (того самого, которого в «Моей жизни» позвали на обед). Все эти замечательные несуразицы Наталья Березовая придумывает вместе со сценаристкой Натальей Румянцевой и режиссером Максимом Поляковым. А озвучивает уморительные рассуждения поросенка актриса Лариса Брохман, известная любителям анимации, в частности, по голосу Симки из «Фиксиков».



«Умка», креативный продюсер Татьяна Киселева (студия «Союзмультфильм»)


© «Союзмультфильм»


У свежего проекта «Союзмультфильма» тоже большая предыстория. С одной стороны, он, разумеется, связан с одноименным советским мини-сериалом Владимира Попова и Владимира Пекаря про белого медвежонка. С другой — с многочисленными опытами «Союзмультфильма» по перезапуску старых франшиз. Эта стратегия всегда вызывала в обществе горячие дискуссии, даже в случае с довольно успешным «Простоквашино», что уж говорить о спорном «Ну, погоди!». Однако «Умка», кажется, может поставить в этих спорах точку. Думаю, даже самые строгие противники «новых песен о главном» не откажут «Умке» в добром слове.

Этот очаровательный мультсериал адресован в первую очередь самым маленьким зрителям. По сюжету старый шаман Тайкэ собирает вокруг себя компанию детишек, которых он ласково называет «маленькими рукавичками», и рассказывает им истории из своего детства, когда он дружил с белым медвежонком Умкой. Истории эти довольно необычные и проникнутые фольклорным духом. В одной из них, например, Умка, Тайкэ и их друзья ищут в снежной тундре цветы (и, не поверите, находят!). В другой теряются во время бурана. В третьей с помощью бубна возвращают солнце на небо. В четвертой попадают в пасть кита…

Добавьте к этому симпатичных героев, ненавязчивую познавательность, удивительный мир Арктики и, конечно, очарование чукотской культуры, в которую создатели сериала погрузились довольно основательно. В титрах, в частности, можно увидеть большой список благодарностей консультировавшим организациям и специалистам. Проект «Умка» появился благодаря замечательному аниматору и режиссеру, а теперь еще и креативному продюсеру Татьяне Киселевой. А прекрасным дизайном он обязан художнице Анне Поповой, которая наглядно показала, что у снега и льда может быть 100 500 оттенков белого.



«Бодо Бородо», автор идеи Владимир Сахновский (группа компаний «Рики» и онлайн-кинотеатр Ivi)


© Группа компаний «Рики»


Представьте себе человека, который ничего не знает. Вообще ничего. Он не умеет читать. Путает букву «А» с кастрюлей, ищет Австралию в Антарктиде, а легендарную Атлантиду пытается найти под собственным диваном. Таков Бодо Бородо — смешной Бородач из страны Бородачей. И все бы ничего (мало ли у кого какое образование!), но Бородо, помимо огромного невежества, обладает огромными амбициями. Так что на протяжении всего сериала герой учит маленьких зрителей тому, чего не знает сам, а так как он ничего не знает… В общем, все очень запутанно в этом образовательном проекте. К счастью, помимо Бодо и его верных спутников-морфиков, в сериале существуют еще закадровые персонажи — дети-ученики, которые помогут Бодо и зрителям разобраться в происходящем.

На сегодня «Бодо Бородо» состоит из двух сезонов. Первый называется «Бокварь» и рассказывает о буквах, правилах чтения и средствах выразительности русского языка. Второй посвящен путешествиям и повествует о разных странах, природных явлениях (типа соленых озер или северного сияния), памятниках культуры, а также об организационных моментах, связанных с путешествиями (как собрать чемодан, получить визу, найти отель и т. д.). Эпизоды довольно короткие (всего 3,5 минуты, не считая заставки и титров), зато их много. В общей сложности 120 на два сезона.



«Пластилинки», реж. Сергей Меринов (студии «Пластилин» и «Союзмультфильм»)


© «Союзмультфильм»


Сергей Меринов — российский Ник Парк, то есть самый известный в стране аниматор-пластилинщик — прославился в середине нулевых как режиссер заставок к проекту «Гора самоцветов». С тех пор вместе со своей командой он выпустил невероятное количество фильмов. Среди его работ есть и клипы в технике объектной анимации, и 2D-мультфильмы, однако пластилин все же остается его главной любовью. И проект «Пластилинки» — лучшее тому доказательство. Этот сериал (впрочем, формально «Пластилинки» даже не сериал, а большой цикл, состоящий из маленьких циклов, некоторые из которых состоят еще из более маленьких циклов) адресован самым маленьким зрителям и рассказывает почти обо всем на свете. Один цикл посвящен цифрам, другой — животным, третий — растениям. Серии совсем коротенькие — всего 2,5 минуты с заставкой и титрами. В них можно найти полезную и забавную информацию, маленькие приключения и, конечно, замечательных пластилиновых героев, проходящих через волшебные пластилиновые метаморфозы.



«Отель у овечек», реж. Дмитрий Высоцкий (студия «Метрафильмс» и СТС)


© СТС


В анимационном мире фраза «мультфильм Дмитрия Высоцкого» давно уже стала знаком качества. Можно вспомнить образовательный проект «Когда девочка взрослеет», и совсем коротенький фильм «Пык-пык-пык», и сериал про искусство «Черный квадрат». Но широкий зритель знает Дмитрия в первую очередь по сериалу «Три кота», который очень полюбился детям и взрослым и на время буквально затмил все остальные российские проекты.

Новый сериал Высоцкого — очаровательная история про семью овечек, которая открывает в своем старом особняке небольшой отель. Ну а где отель, там, разумеется, и куча приключений. То важные королевские пингвины пожалуют, то гости с необычными потребностями. В общем, хлопот и забот не оберешься. Одно из достоинств сериала заключается в том, что в нем нет ни злодеев, ни надуманных моральных проблем. Персонажи «Отеля» демонстрируют по-настоящему классные ролевые модели. Показывают, как можно увлеченно заниматься своим делом, находить со всеми взаимопонимание и в конечном счете радоваться обычной жизни и ее удивительным дарам.



«Геройчики», реж. Дарья Рудь (студия «Паровоз»)


© «Паровоз»


Если совсем коротко: «Геройчики» — российская «История игрушек». И дело не только в сетапе (сериал рассказывает про игрушки, живущие в комнате ребенка), или в отдельных деталях (игрушки замирают, когда ребенок входит в комнату). У «Геройчиков» с пиксаровскими мультфильмами много общего, включая некоторых персонажей. Но если подобное сходство и является недостатком, то уж точно не с точки зрения маленьких зрителей. Сериал сделан отменно. Студия «Паровоз» вообще часто радует увлекательными историями, яркими характерами, симпатичным дизайном и качественным 3D, но главное — стремлением к экспериментам самого разного толка. Вспомнить хотя бы их же сериал «Бумажки», выполненный в стилистике рукотворной картонной анимации, или необычных по дизайну «Катю и Эф», не говоря уж о «Героях Энвелла» — одной из самых крутых в России попыток сделать сериал для школьников и подростков. «Геройчики» тоже во многом необычны (по меньшей мере, для отечественной анимации), так как сочетают американскую и японскую анимационные традиции, добиваются невероятной для 3D-анимации эксцентрики и динамики и вообще почти нарушают законы физики.



«Фееринки», реж. Наталья Березовая (студия «Агама фильм»)


© «Агама фильм»


Интересно, что создательница историй про скотный двор Наталья Березовая («Поросенок») также является ведущим режиссером одного из самых красивых, волшебных и в лучшем смысле слова «девчачьих» сериалов постсоветской России. «Фееринки» — это история про живущих в человеческом доме маленьких феечек и их большие, совсем недетские проблемы. То им попадаются туфли на высоком каблуке (они же туфли Всевластия), обладатель которых может повелевать окружающими. То очень некстати в доме заводится страх, который растет все сильнее оттого, что его боятся. То, надев волшебные разноцветные очки, феечки начинают видеть мир по-разному, и дело доходит до эпической битвы. В общем, фейная жизнь ох как непроста, а тут еще новая учительница — Терция — оказывается весьма подозрительной особой, явно замышляющей что‑то недоброе.

Создавшая сериал студия «Агама фильм» была основана в 2017 году сопродюсером сериала «Маша и Медведь» Дмитрием Ловейко. И, несмотря на то что под «Фееринок» набрали новую команду, некоторая преемственность все же чувствуется. Например, в том, что касается шикарного рендера
 — пожалуй, даже слишком шикарного для сериала. Впрочем, визуально проект получился совершенно иным, чем «Маша и Медведь». Гениальный художник Александр Храмцов создал невероятной красоты волшебный мир, который вполне мог бы конкурировать с мирами студии «Дисней» или «Гарри Поттера». На сегодня в рамках сериала снято 27 эпизодов, и производство пока что остановлено.



«Куми-Куми», реж. Владимир Пономарев (студия ToonBox)


© Toonbox


«Куми-Куми» — один из самых необычных анимационных проектов: не только в России, но и в мире. Создавался он в 2012–2016-х годах студией ToonBox (в те времена еще российской, а нынче — кипрской). Для этого проекта Павел Мунтян (признан Минюстом иноагентом) и Владимир Пономарев со своей командой придумали очень сложный мир, в котором сосуществуют три племени: Джуми-Куми (дикое племя, живущее в джунглях), Юми-Куми (племя, живущее в постиндустриальном обществе развитого капитализма) и Шуми-Куми (воинствующее племя, живущее при коммунизме). Все эти ребята обитают в весьма необычных локациях и ведут странную жизнь с удивительными порядками и ритуалами. Если всерьез вдумываться в происходящее, да еще и почитать описания проекта и послушать комментарии авторов, получится сплошная философия с примесью политологии, экономических наук и невесть чего еще. Однако вдумываться совершенно не обязательно, потому что «Куми-Куми» просто веселый невербальный сериал, рассказывающий о приключениях троих детей в ярком фантазийном мире. Так что на первом плане здесь движуха, визуальные гэги и сумасшедшие приключения, а все остальное — уже для любителей разбираться и искать подтексты.



«Дух моей общаги», реж. Лина Килевая (студия «Феникс»)


© «Феникс»


Если вы ничего не знаете о «Духе моей общаги» или о создавшей его студии «Феникс», спросите про него у юного зрителя лет этак 12–14. Главное, запаситесь временем и терпением, потому что дальше придется очень долго слушать. Находящийся в слепой зоне взрослых, «Дух моей общаги» обожаем подростками. Даже удивительно, куда смотрели разнообразные компании последние лет пять (только недавно платформа «Окко» заключила с «Фениксом» контракт). Достаточно разочек побывать на автограф-сессии «Феникса» и увидеть огромную очередь из разряженных мальчиков и девочек с горящими глазами и звонкими голосами, чтобы понять — это золотая жила.

История в сериале и впрямь увлекательная и молодежная. Главный герой — студент Дима, который все время находится на грани отчисления. Однажды он знакомится с духом отличника Олежки, погибшего при странных обстоятельствах. Дима — единственный человек, который видит призрака. И именно ему предстоит помочь Олежке обрести покой. К сегодняшнему дню режиссер проекта Лина Килевая и продюсер Федор Ничитайло (культовый комиксист, режиссер и блогер) сняли всего четыре эпизода. Оно и понятно: сериал делается собственными силами без поддержки со стороны государства или большого капитала. Однако после подписания контракта с «Окко» дело, видимо, пойдет живее. Остается лишь надеяться, что платформа
не станет цензурировать контент (а там есть что цензурировать).



«Log Jam», реж. Алексей Алексеев


© Baestarts


Лет десять назад старейший и самый знаменитый в мире анимационный фестиваль в Анси решил назвать самый смешной мультфильм всех времен и народов. Этим мультфильмом стал «Log Jam» Алексея Алексеева. Те, кто с творчеством режиссера незнаком, наверное, тут же представят мультфильм с диалогами в стиле «Южного парка» или гэгами в духе «Том и Джерри» — и ошибутся. Ничего подобного в мини-сериале «Log Jam» нет и в помине. Про фильмы Алексеева вообще невозможно объяснить, что в них смешного. Это непередаваемая и неподражаемая игра с ритмом, мультипликатом, звуком — чистое, рафинированное искусство анимации как оно есть.

«Log Jam» состоит из пары десятков одноминутных зарисовок из жизни троих музыкантов (медведя, волка и зайца), которые в жидком лесу пытаются репетировать свой коронный номер, и охотника, блуждающего неподалеку в поисках добычи. Свой сериал Алексеев делал в одиночку, включая создание бессмертной музыкальной композиции, которую, собственно, и пытаются исполнить горе-музыканты. Больше о проекте и рассказать особо нечего, потому что «Log Jam» куда интереснее смотреть, чем читать про него. Однако ради соблюдения формальностей стоит добавить, что юридически «Log Jam» проект не российский, а венгерский.



«Масяня», реж. Олег Куваев


© Мульт.ру


Сегодня звание первого российского анимационного сериала принято отдавать либо «Смешарикам», либо «Лунтику», но на самом деле таковым является детище Олега Куваева «Масяня». Это по-настоящему успешный и самый долгоиграющий анимационный сериал, придуманный в постсоветской России (сейчас он уже создается в Израиле). Один из самых культовых брендов, растащенный еще в начале нулевых на цитаты. В общем, «Масяня» во всех смыслах проект удивительный. Уже больше 20 лет он создается, в общем, одним человеком и давно уже существует за счет краудфандинга.

И пусть о «Масяне» незаслуженно редко пишут в российских СМИ, поклонников у проекта по-прежнему предостаточно. На ютуб-канале Куваева 1,4 млн подписчиков, а многие эпизоды набирают по 7–9 миллионов просмотров. Неплохо для сериала-долгожителя. Один из секретов «Масяни» в том, что проект живо и откровенно реагирует на происходящие вокруг события. Не связанный финансовыми отношениями ни с одним государством, Куваев если к кому и прислушивается, то только к своей аудитории. А зрителю (по крайней мере, зрителю «Масяни») не нужны ни политкорректность, ни идеология — только честный взгляд на происходящее и отвязный юмор, за которым нет-нет да угадаешь «невидимые миру слезы» (это уж как у нас водится).



Авторское кино

Если российские мультсериалы знают многие, то о существовании короткометражного анимационного кино известно лишь избранным. Так дело обстоит, конечно, не только в России, но и во всем мире. Короткометражки показываются на фестивалях и считаются зрелищем, больше подходящим для кинокритиков и высоколобых интеллектуалов, чем для простых зрителей. Впрочем, интернет, соцсети и разнообразные видеохостинги немножко изменили в последнее годы ситуацию. Для желающих узнать о мире авторской мультипликации чуть больше мы составили список новых и не очень российских короткометражных мультфильмов, с которых можно начать знакомство с фестивальной анимацией.



«Боксбалет», реж. Антон Дьяков


© «Мельница»


История мультфильма «Боксбалет» счастливая и одновременно печальная. Счастливая, потому что проект фильма выиграл в свое время уникальный питчинг студии «Мельница» и был полноценно поддержан этой компанией. Она вложила в идею Дьякова и деньги, и производственные ресурсы, позволив ей воплотиться во всем своем великолепии. Печальная, потому что, когда фильм вышел, получил разные призы и добрался, наконец, до «Оскара», наступил 2022 год. Конечно, статуэтки Американской киноакадемии «Боксбалет» не получил, на церемонию режиссер не попал, да и вообще всем было на тот момент не до мультиков. В общем, фильм прозвучал совсем не так громко, как должен был.

«Боксбалет» рассказывает историю любви боксера и балерины, разворачивающуюся в конце 1980-х годов. «Контраст между грубым внешним и неочевидным чувственным внутренним, противопоставление формы содержанию, сила воздействия одного на другое и вообще возможность такового влияния: все эти вопросы, безусловно, отсылающие нас к одной из важнейших философских проблем „быть и казаться“, являются ключевыми в понимании этой истории», — написано в официальном синопсисе фильма, и лучше, пожалуй, о нем не скажешь.



«Мы не можем жить без космоса», реж. Константин Бронзит


© «Мельница»


Константин Бронзит — один из немногих фестивальных режиссеров, более-менее известных широкому зрителю. Во-первых, потому, что Бронзит стоял у истоков «богатырской» франшизы студии «Мельница» (он снял «Алешу Поповича», а годы спустя еще один мультфильм — «Три богатыря и наследница престола»). Во-вторых, Бронзит был номинирован на «Оскар» аж два раза. Первый раз с фильмом «Уборная история — любовная история». Во второй — как раз с «Мы не можем жить без космоса».

Пересказывать сюжет этой короткометражки — дело неблагодарное: либо вы уже его знаете, так как смотрели мультфильм, либо это будет жестоким спойлером. Поэтому ограничимся информацией о том, что это история о дружбе, преданности, мечте, а также об утрате. И еще: невероятной пронзительности фильм, от которого становится одновременно и радостно, и тоскливо. Спустя несколько лет после выхода короткометражки Бронзит снял вторую часть дилогии (а, может, в будущем и трилогии) под названием «Он не может жить без космоса». В чем‑то похожие, но все же разные, очень эмоционально друг с другом связанные фильмы стоит посмотреть сдвоенным сеансом, чтобы полностью погрузиться в мир Бронзита.



«О, нет!», реж. Иван Максимов


© Иван Максимов


Картина Ивана Максимова — полная противоположность предыдущим двум фильмам. В некотором смысле это даже и не фильм вовсе, а коллаж из ультракоротких эпизодов, показывающих разного рода неудачи. У кого‑то телефон пылесосом зажевало, у кого‑то штаны порвались на самом этаком месте, кого‑то машина облила грязью… Каждое такое небольшое происшествие заканчивается расстроенным возгласом: «О, нет!» События разворачиваются в неподражаемой максимовской вселенной, населенной странными персонажами, чубриками и откровенными фриками, так что наряду с простенькими бытовыми неудачами герои переживают разного рода абсурдные и невероятные несчастные случаи. И все это вместе — смешно, обаятельно, мило и странно. Как, впрочем, и всегда у Максимова.



«Омичка», реж. Елизавета Скворцова


© Елизавета Скворцова


«Омичка» тоже в каком‑то смысле состоит из крошечных отдельных историй, которые выросли из парадоксальных газетных заголовков. Например: «В Иркутской области медведь украл у охотника два ружья, а третье сломал», «Кузбассовец не смог угнать трактор и катался на нем в гараже», «Олень Гриша, попав в Омск, стал мужчиной»… И впрямь, прочитав такое, начинаешь жалеть, что ты не аниматор. Однако «Омичка» не просто альманах парадоксальных заголовков из СМИ. Все маленькие абсурдные происшествия здесь объединены одной средой и выстраиваются вокруг одной истории, которая также родилась из газетного заголовка: «Сожитель омички выкопал в огороде своего предшественника». Да-а-а, и такое тоже бывает! Если вдуматься, события-то вовсе не веселые, а вот сам фильм получился невероятно смешным.



«Чужой хлеб», реж. Андрей Бахурин


© «Гамма-Фильм»


В российской анимации было снято немало фильмов про Великую Отечественную войну. К сожалению, чаще плохих, чем хороших. Однако есть среди них и свои шедевры: «Чужой хлеб» как раз из их числа. Фильм показывает блокадный Ленинград и девочку, которая отправляется за хлебом для себя и соседки. Свой, конечно, съедает сразу. А вот второй кусок… История сама по себе пронзительная и сентиментальная, но в бахуринском исполнении пробирает до дрожи. Мастер флеш-ужастиков, режиссер использует здесь примерно ту же эстетику, что и в других своих авторских фильмах, больше подходящую для смешного треша, чем для серьезного разговора. Но вместе с историей и стоящими за ней реальными событиями мультяшно-мрачный ненатуралистичный город, разрушенные дома, почти забавные по графике персонажи, преследующая девочку смерть — все это порождает ощущение очень настоящего, немультяшного ужаса.



«Ванлав», реж. Варя Яковлева


© «ШАР»


«Ванлав» — одна из главных фестивальных сенсаций последнего времени. Достаточно сказать, что недавно мультфильм получил Гран-при на анимационном фестивале в Загребе (а это на сегодня один из самых прогрессивных анимационных фестов, куда стекаются самые яркие экспериментальные и остро-авторские работы со всего мира). Ученица Андрея Юрьевича Хржановского, работавшая, в частности, на его полнометражном «Носе», Варя дебютировала в авторской анимации всего несколько лет назад, и с тех пор каждый ее фильм становится событием. Предыдущий — «Жизнь-паскуда» — документальная история про живущего на полустанке бездомного. Новая — «Ванлав» — посвящена насилию. Она начинается с изображения мужчин, пожирающих мясо за столом. Посреди него лежит обнаженное тело женщины — и эта метафора задает тон всему фильму, рассказывающему о чужаках, которые вторгаются (бессмысленно и абсурдно) в дом главной героини, превращая ее жизнь в кошмар.



«Франсуа Куперен. Будильник», реж. Наталья Рысс


© Студия «М.И.Р»


Маленькая изящная абстракция на музыку Куперена, сделанная в рамках проекта «Детский альбом» одним из самых необычных современных режиссеров российского происхождения (в последние годы Рысс живет и работает в Израиле). «Будильник», возможно, лучший фильм для знакомства с таким направлением, как «беспредметная анимация». Во-первых, потому, что это хоть и абстрактное кино, но создано оно все же для детей, так что режиссер явно стремилась сделать свой фильм достаточно увлекательным, забавным и жизнерадостным. Во-вторых, Рысс — один из лучших современных аниматоров-абстракционистов. Она замечательно (и очень самобытно) чувствует и интерпретирует ритм и музыку, умеет выстроить из абстрактных изображений интригующую драматургию и добивается от фильмов абсолютной безупречности.



«9 способов нарисовать человека», реж. Саша Свирский


© Саша Свирский


Фестивальное кино принято считать странным. Но на самом деле в большинстве своем фестивальные режиссеры, как и мейнстримные, рассказывают обычные человеческие истории — просто чуть более образно. Однако сказанное выше не имеет никакого отношения к фильмам Саши Свирского. Вот они и впрямь странные. Взять хотя бы «9 способов нарисовать человека» — совершенно уникальный в своем роде фильм, который и сравнить-то не с чем. Он построен вокруг асбурдного закадрового монолога про, не поверите, девять способов нарисовать человека. Например, нарисовать человека как птичку. Или нарисовать человека так, как рисует птичка. Или… Впрочем, за остальными способами лучше обратиться к первоисточнику (благо фильм выложен в открытый доступ).

Фильмы Свирского так и просятся для того, чтобы писать про них заумные тексты и выискивать глубокий символизм в каждом изображении и слове (благо изображений, мелькающих на экране, так много, что можно и на книгу материала набрать). И это может фрустрировать зрителей, тщетно пытающихся понять все заложенные автором смыслы. Однако (в случае со Свирским уж точно) не стоит расстраиваться непонятному. Лучше просто расслабиться и получать удовольствие от невероятного аттракциона сменяющихся изображений и стилей, и замечательного едва уловимого, но в то же время даже ребенку понятного режиссерского юмора.


Автор
Мария ТЕРЕЩЕНКО
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе