Героиня «Панических атак» Вика (Лена Тронина) пытается скрыться в стерильном скандинавском уюте от родной депрессивности
Фото: ВЕГА Фильм
В Москве завершился Второй открытый российский фестиваль авторского кино «Зимний». Лучшим его фильмом жюри под председательством продюсера Софии Митрофановой выбрало «Панические атаки» Ивана И. Твердовского, а приз за лучшую режиссуру достался дебютанту из Якутии Николаю Корякину, снявшему ленту «Тимир». О призерах фестиваля рассказывает Юлия Шагельман.
Сквозной темой конкурсной программы второго «Зимнего», намеренно или нет, стали взаимоотношения родителей и детей. Первым фильмом о связи и разрыве поколений был «Белой дороги!» Эллы Манжеевой, получивший специальный приз жюри с формулировкой «За рассуждение на сложную тему». Историю о том, как сын разыскивает свою мать, режиссер перевела в метафорическую плоскость, где фигуру кровной родительницы заменила родина-мать — Калмыкия со всей ее генетической памятью.
В «Панических атаках» Иван Твердовский тоже использует символическую связку «мать/родина». Только здесь главная героиня Вика (Лена Тронина) из депрессивного промышленного поселка Никель под Мурманском стремится разорвать связи с обеими любой ценой. Получив шенгенскую визу, она намерена навсегда остаться в Норвегии, где уже обосновалась ее старшая сестра (Дарья Савельева). Вика бежит из дома, в котором ее пыталась запереть мать (Светлана Камынина), обиженная на дочерей за то, что они ее бросают, и пускается в дорогу с водителем грузовой «Газели» Никитой (Сергей Двойников, награжденный за лучшую мужскую роль). По пути они заезжают на Кольскую сверхглубокую скважину, где, по словам Никиты, можно заключить сделку с дьяволом, прокричав ему в глубь земли свои желания. И мечта Вики действительно сбудется — вот только страшную цену за нее придется заплатить другим.
«Панические атаки», пожалуй, самый безнадежный, но и самый профессионально снятый фильм в программе «Зимнего».
Создатели виртуозно работают с изображением и звуком, создавая мрачное, давящее ощущение, так что зрители практически начинают панически биться в замкнутом пространстве кадра вместе с Викой. Паникуют и задыхаются и героини фильма Ильи Михеева «110», получившего вполне заслуженные призы за лучшее визуальное решение и лучшую женскую роль (для Полины Цыгановой). Название ленты — это номер статьи Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за доведение до самоубийства. Ученица «лицея высоких искусств» в Санкт-Петербурге покончила с собой, но и ее одноклассники, и учителя дружно молчат по поводу того, что стало причиной, надеясь, что «инцидент» быстро позабудется.
Только одна из одноклассниц, Алиса (Цыганова), не желает участвовать в этой круговой поруке, при этом замолкает физически — что это, протест или психологическая реакция, зрители вольны решить самостоятельно. Мать Алисы, успешный адвокат Виктория (Елизавета Боярская), одновременно и стремится защитить дочь, и давит на нее, добиваясь послушания. К тому же ее нанимают представлять интересы еще одного ученика, потенциально подозреваемого по той самой 110-й статье. Однако в итоге ответственных оказывается больше, и взрослые справляются с этим грузом еще хуже, чем подростки.
Если половина конкурсных картин была посвящена матерям, то другие рассказывали об отцах, к которым, надо отметить, режиссеры и авторы сценариев оказались гораздо более снисходительны.
Кадр из фильма «Тимир»
Фото: Дьэгин фильм / Djegin films / «Зимний»
Так, в «Тимире», режиссерская награда которого стала очень большим и малооправданным авансом, мальчика (Альгис Данилов), у которого умерла мать, отправляют в дальнее село к отцу (Георгий Бессонов), которого он толком даже не знает. Сильно пьющий электрик не слишком рад свалившейся на него ответственности — он предпочитает проводить время с лучшим другом (Роман Дорофеев) и бутылкой. Тимир же тоскует по маме, в школе его задирают местные хулиганы, и даже поговорить ему толком не с кем. Однако в результате стечения невероятных обстоятельств его лучшим другом становится привидение (Владислав Никаноров), застрявшее между земным и потусторонним мирами и обитающее на свалке в лесу. С его помощью отец Тимира бросит пить, найдет общий язык с сыном, все хулиганы исправятся, и произойдет полный хеппи-энд. Рассказано и показано это все нарочито наивным и не слишком оригинальным языком, с явным влиянием Уэса Андерсена, визуальные приемы которого перенесены в якутскую глубинку чисто механически.
Примирение с отцом венчает и фильм Александры Лупашиной «Танцуй, селедка!», награжденный за лучший сценарий. Здесь, правда, оно случается уже посмертно: Жанна (Александра Бортич) приезжает в родной город, чтобы похоронить отца (Павел Майков), который не общался с ней двадцать лет, а до этого бросил ее с матерью, заодно вынеся из квартиры все ценное. Пока она мечется по провинциальным моргам, папа внезапно «оживает» и заводит с дочерью долгие беседы, в результате чего выясняется, что все эти годы он ее на самом деле любил, так что его надо понять и простить. Что героиня и делает, заодно обретая потенциальную любовь в лице когдатошнего мальчика-соседа, а нынче — отпущенного по УДО таксиста (Илья Антоненко). Снова наступает хеппи-энд, и только другие призеры фестиваля угрюмо напоминают, что прощение старшим поколениям всех их прегрешений может аукнуться в младших настоящей трагедией.