11 февраля 2010 ● Алексей Мокроусов
В Белых столбах прошел очередной, XIV фестиваль архивного кино. Каждый год он состоит из одних и тех же разделов – «Конфронтация», «Великие столетия», «Архивные раритеты». Это могло бы давно надоесть, если бы не поразительное разнообразие предлагаемых тем. Они высвечивают главное качество кино: быть формой исторического мышления.
В каком-то смысле все кино сводится к нескольким сюжетам. Человек всякий раз оказывается в зазоре между властью и историей, и только память помогает ему спастись.
Странный интерес, проявленный в 1990-е годы российским кинематографом к образу Ивана IV (тогда было снято несколько фильмов о Грозном), отразился на программе «Конфронтации». Фрагментам нескольких немых лент начала века была противопоставлена целая галерея Грозных, сыгранных в 90-е выдающимися актерами еще советской школы. Почти все эти картины остались незамеченными и публикой, и критиками, их не увидишь даже по всеядному телевизору. Хотя сам феномен такого массового интереса к фигуре Ivan the Terrible после распада советской империи кажется симптоматичным.