Юрий Арабов: «У меня было ощущение, что я знаю Гитлера: много людей подобного рода наблюдал в московской богеме»

На 70-м году жизни скончался один из самых выдающихся российских сценаристов.
Арабов был лауреатом многих премий. У него пять «Ник», два «Золотых орла», Государственная премия Российской Федерации
Фото: GLOBAL LOOK PRESS


«В моей фильмографии около 30 картин, из них мне нравится фильма три-четыре, не больше», - говорил Юрий Арабов, один из самых известных российских сценаристов. Среди этих тридцати картин - знаменитые ленты Александра Сокурова («Одинокий голос человека», «Скорбное бесчувствие», «Дни затмения», «Молох», «Телец», «Фауст»), Кирилла Серебренникова («Юрьев день»), Олега Тепцова («Господин оформитель»), Андрея Хржановского («Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», «Нос, или Заговор «не таких»), Александра Прошкина («Доктор Живаго», «Чудо»), Андрея Прошкина («Орлеан»), Николая Досталя («Монах и бес»), Павла Лунгина («Дело о «Мертвых душах»), Валерии Гай Германики («Мысленный волк»)…


Он родился в Москве 25 октября 1954 года, но значительную часть детства провел в Крыму (мать была крымской гречанкой). Поступил во ВГИК и окончил его в 1980 году. Но еще будучи студентом, написал сценарий «Одинокого голоса человека», это было очень необычное переложение «Реки Потудань» и других рассказов Андрея Платонова. Манеру молодого Александра Сокурова оценили немногие (впрочем, в числе этих немногих был Андрей Тарковский): фильм положили на полку, и вышел он только через девять лет после того, как был снят, в перестройку.

Как раз в конце 80-х об Арабове заговорили: фильмы по его сценариям выходили один за другим. Прежде всего это были картины Сокурова, для которого Арабов очень вольно и смело перерабатывал то «За миллиард лет до конца света» Стругацких («Дни затмения»), то «Преступление и наказание» Достоевского («Тихие страницы»), то «Госпожу Бовари» Гюстава Флобера («Спаси и сохрани»). А потом они вместе создали трилогию про правителей - Гитлера («Молох»), Ленина («Телец») и императора Хирохито («Солнце»).

«Молох» принес Арабову премию Каннского кинофестиваля за лучший сценарий. В интервью «КП» он рассказывал: «Писать сценарий было трудно, потому что я, как вы понимаете, не испытываю к Гитлеру никаких положительных эмоций. Я старался не думать о том Гитлере, который был в кино: это был эпизодический персонаж, он возникал и что-то каркал из угла. Для понимания психологии Гитлера мне очень много дала книга его личного секретаря Пикеpа. Он записывал застольные беседы фюрера. И я ощутил, что давно знаю этого человека - как ни странно, я много людей подобного рода наблюдал в московской богеме. Все та же отвлеченность от насущных проблем. Безаппеляционность. Самовлюбленность. Нарочитая усложненность языка. И безрелигиозность. Мистичность - но безрелигиозность. Гитлер был таким».

Арабов был лауреатом многих премий. У него пять «Ник», два «Золотых орла», Государственная премия Российской Федерации… Впрочем, кажется, он иронично к ним относился. И к жизни относился так же. Читать его интервью так же интересно, как сценарии или прозу (а он автор нескольких романов): виден человек по-настоящему умный и глубокий.

В одном интервью его попросили ответить на простой вопрос: «Кто вы?», то есть представить себя зрителям и читателям. Он ответил в своей неповторимой манере: «А помните, у Хармса на сцену выходит писатель и говорит: «Я писатель», а рабочий из зала говорит: «Ты не писатель, ты дерьмо», писатель падает в обморок. Выходит актер и говорит: «Я артист», рабочий из зала говорит: «Ты не артист, ты дерьмо», артист падает в обморок. Вот поскольку я знаю, что это абсолютная правда, поэтому я представлю себя, конечно: никто, безусловно, в глубинном смысле, никто, которое старается быть чем-то, а быть чем-то — это значит умереть не таким дураком, как ты появился на свет».

Автор
Николай ГЕРАСИМОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе