Хожу я такой бодрый и весёлый в детском пришкольном лагере, где работаю уже две недели.
И слышу, как из каждого пятого мобильного телефона раздаётся песня Шамана «Я русский» – меня тянет двигаться в такт его ритму, собственно начальник нашего лагеря Дарья Андреевна включает эту песню на дискотеке. Ух ты – парень этот Ярослав громко и протяжно поёт, и под него здорово танцевать, кстати! Он имеет приятный, будто лубяной голос и гламурный образ – с дредами на голове и в чёрном кожаном костюме. Конечно, образ русского человека у каждого свой и данный его имидж, подобранный для исполнения хита «Я русский», можно критиковать сколько угодно. О Шамане, а точнее об образе Ярослава Дронова, обласканного российскими властями, я разместил несколько постов в социальной сети «Вконтакте» – и просмотры тут же подскочили даже на моей скромной странице до полутора тысяч в сутки. Это здорово? Ещё бы! Для омского-то школьного учителя английского языка и блоггера со Старой Московки Виктора Власова! Остаётся лишь поймать волну и подкидывать дровишек вовремя…
Я замечаю, что Шамана обожают-ценят не все. Не помогает и тот факт, что наш исполнитель является доверенным лицом президента РФ. Аудитория делится на два лагеря: одни им восторгаются, а вторые признают, что голос у него неплох, но вот его образ не лепится с тем, о чём он так усердно прикрикивает на западный манер, как наш Валерий Кипелов или их Ян Гилан с Оззи Осборном, например. Шаман-Дронов стильный и стройный, как персонаж Габимару из аниме «Адский рай», вёрткий и гибкий, как Джет Ли, в меру нахальный, как проза писателя Сергея Довлатова. Чем-то он похож на Ведьмака – Геральта из Ривии, героя саги польского писателя Анджея Сапковского. Наверное, только волосами? Ну вот если вручить ему серебряный клинок, облачить в соответствующий доспех и сказать, мол, исполни какой-нибудь пируэт или финт, побеждающий мифическое чудище, то можно запросто его принять за новоиспечённого ведьмака – выходца из крепости Каэр Морхен!
Людей сравнивать нельзя между собой – не педагогично, а я школьный учитель английского языка, но почему не сравнить образы двух эстрадных исполнителей? Именно образы, я подчёркиваю, а не людей! Я говорю о разном стиле обоих певцов, которые подчёркнуто патриотичны, об Олеге Газманове и Шамане. Вначале о том, что их объединяет: оба этих певца воспевают традиционные российские ценности, красоту и широту нашей Родины, героизм людей. А теперь о разности подачи патриотки в клипах: у Газманова образ защитника Родины показан в клипе «Вперёд, Россия» марширующими воинами, узнаваемой техникой времён Великой Отечественной, а у Шамана (Дронова) в хите «Я русский» – тема Родины тоже звучит, но ему будто бы интересны лишь фанаты, коих рук он там скромно, опустив глаза, касается. Я, как патриот и писатель своей страны, хотел бы увидеть этих самых русских (или российских) там, где куётся победа – непосредственно на Донбассе, на СВО. К тому же известно, что Шаман с благотворительным концертом выезжал на Донбасс.
Я вижу, насколько эти два исполнителя разные, хотя их объединяет общая мощная идея патриотизма. Дело в том, что образ одного человека не лепится с тем, как он выглядит и о чём толкует в своих песнях. Хотя и Шаман, и Газманов способны к перевоплощению. В тех же песнях: Дронова «Любимая женщина» и Газманова «Ты морячка, я моряк» – их образы в корне меняются. Шаман-Дронов надевает яркий розовый пиджак, а Олег Газманов здорово танцует в тельняшке. Неужели «имидж-мейк» диктует им эти образы, а не само время? За творчеством и образом Олега Газманова я слежу долгие годы, а вот к «имиджу» Ярослава Дронова начал присматриваться относительно недавно. Вдруг парень дерзнул заменить (заместить) любвеобильных в клипах бродяг – Станислава Михайлова и Григория Лепса? Вдруг, случись развод с любимой женщиной, он станет похожим на этого «пёстрого пижона» или «попугая», «зашедшего не в ту дверь» короля эстрады? О любви поёт Шаман, ладно, о родных просторах, пусть и не как привычный Юрий Антонов, но почему он выглядит, как западный хиппи из произведений битника Джека Керуака? Почему на российской эстраде нам преподносят этакий прозападный образ? И почему он вдруг языческий «Шаман», а не «Христианин» или «Славянин» хотя бы, почему не «Купец», не «Витязь», не какой-нибудь «Воин», «Баскак» или «Амон»? Ну пел бы с этими дредами на голове и аристократической бледностью на лице не «Я русский», а – «Я люблю жизнь» или ещё что-то иное! Пел бы, что не «идёт до конца», а «стоит на месте» или «курит в сторонке»…
Неужели в 21 век мы пришли с шаманизмом и язычеством, как традиционными ценностями, если известно, что лишь на территории Омска и Омской области столько христианских храмов, что и не счесть (их намного больше, чем языческих общин с шаманами, котлами для варки зелья, бесноватыми танцами и заклинаниями)?
– Да вы завидуете, омский учитель, журналист и писатель Виктор Власов? – я замечаю этот комментарий под одним из нескольких моих постов про Шамана и Газманова. – Выйдите на сцену или выпустите свой клип, где представите себя и свой образ, соответствующий действительности и современности!
Читая комментарии под моими постами, я склонен отвечать только на некоторые – дружественные, со мной солидарные. Остальные меня наталкивают на мысль, что музыкального слуха и столь необычного голоса, как у Ярослава Дронова, у меня нет. Зато у меня есть, как я усердно отвечаю нерадивым доброхотам, любовь к творчеству, к исследованию себя и своего окружения.
Ругать можно кого угодно и за что угодно, а вот похвалить и найти в человеке достойное или прекрасное – это труднее. Мне, как педагогу, отыскивающему в детях сильные и хорошие стороны, то есть таланты или навыки, отрадно видеть, что на российской эстраде появляется множество ярких образов среди молодёжи, необходимых для воспитания патриотизма и духовно-нравственных ценностей. Мне, как учителю английского языка и писателю, исследующему пространство и людей вокруг себя, приятно отмечать-чувствовать эту бурную реку жизни, в которой постоянно происходит нечто замечательное – в ней бушует развитие и прогресс, куются лучшие кадры, создаются творческие образы, способные повлиять на ход мыслей и мировоззрение в целом. Конечно, каждый артист имеет право на собственный взгляд на творчество, но, если уж поёшь песни патриотичные, так и внешний образ, и имя должны им соответствовать! Я так думаю. А как думаете вы, мои читатели?