Константин Поливанов о том, зачем Пастернаку понадобился доктор Живаго.
Константин Поливанов
Фото: из личного архива Константина Поливанова
В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга филолога Константина Поливанова «"Доктор Живаго" как исторический роман», рассказывающая о работе Бориса Пастернака с конвенциями жанра и историческими документами, прототипах героев его знаменитой книги и заключенной в романе историософии. Игорь Гулин поговорил с Константином Поливановым о духовной и политической эволюции Пастернака, отношениях стихов и прозы в романе и о том, как в самые беспросветные годы создаются по-настоящему свободные произведения.
Можно я сразу задам провокативный вопрос? Понятно, что «Доктор Живаго» — важнейший факт истории культуры, понятно, что там гениальные стихи. Но почему это, скажем так, значительное литературное произведение, а не неловкий мелодраматический роман, имитирующий литературу XIX века? За что вы его любите?
Я этот роман, правда, очень люблю, но у филолога все же нет инструментов для определения хороших и плохих текстов. Мы не можем поставить книге градусник и сказать: у нее такое-то качество. Это распространенное мнение: вот великолепные стихи Пастернака, а вот этот странный роман. Однако роман теснейшим образом со стихами связан. Дело не в том, что два-три стихотворения напрямую соотносятся с прозаическим текстом, а в том, что у романа и стихов — одна концепция. В «Докторе Живаго» действительно мелодраматическое устройство. Как в латиноамериканском сериале или индийском фильме: два человека оказываются братьями, люди встречаются и не узнают друг друга, а на деле происходит судьбоносное событие. Но вообще-то это восходит к фольклору, волшебной сказке. В XIX веке эта логика была развита в английской литературе Вальтером Скоттом и Диккенсом, в русской — Пушкиным, Толстым, Достоевским. «Доктор Живаго» — роман, крепко укорененный в традиции. Но за этой как бы «традиционностью» стоит нечто большее — представление о том, что жизнь таинственно-великолепна. И это чудесное устройство мира проявляет себя именно через мелодраматическую технику — совпадения, «скрещения судеб», как он говорит уже в стихах.
Фото: НЛО
Это чувство чудесности мира связано с тем христианским мировоззрением, к которому Пастернак приходит в «Докторе Живаго»?
Конечно, связано. Идея здесь в том, что жизнь устраивается иначе, чем это описывают господствующие политические учения, прежде всего марксизм. В основе истории — не классовая логика, а исполнение некоего плана. Но у Пастернака довольно специфическое представление о христианстве, о том, что такое «быть верным Христу», «жить в Боге», по словам дяди главного героя романа. Он пишет, что можно быть атеистом и обитать в том же духовном пространстве: там совершаются математические открытия, пишутся симфонии и так далее.
Любопытно, что в его христианстве не слишком важна этика. Праведная жизнь почти никак не сопряжена с поступками. Например, если взять любовную линию романа, в отношении всех трех своих возлюбленных герой поступает довольно чудовищно.
Я думаю, что для Пастернака в рамках романа (не будем сейчас вдаваться в его биографию) здесь не было противоречия. Христианство для него не этическая доктрина, а необходимость человека следовать своему назначению, осуществлять плодотворное существование. Плодотворное не в смысле рождения детей и заботе о них (с детьми там тоже все плохо). Живаго должен написать свои стихи, это его цель. Пастернак постоянно твердил, что он не любит своего стиля до 1940 года, что самого главного в стихах не сказали ни он сам, ни его современники — Блок, Есенин, Маяковский. Стихи Живаго и есть то, что нужно было сказать. Они заполняют лакуну, рассказывают, как устроен мир. Это — задача художника, и верность Христу заключается в том, чтобы ее выполнить. Важный эпизод романа: Комаровский предлагает Живаго ехать вместе с Ларой на Дальний Восток, а потом либо оставаться с ней, либо перебираться к семье в Париж, а тот отказывается следовать за своей любовью, отказывается спасаться из Советской России, потому что только здесь он может написать свои стихи.
Как это мироощущение соотносится с пастернаковским пониманием революции и истории?
По Пастернаку, попытки искусственного переустройства мира, вроде той, что предприняли большевики, законы истории нарушают. Сначала Живаго очаровывается революцией. Но скоро он понимает, что свободы художника в ней быть не может. Он спрашивает: неужто за минуту слишком большой отзывчивости он должен всю жизнь расплачиваться? Времени после Гражданской войны это касается даже в большей степени. Недавно модно было писать, что 1920-е — это культурное многообразие, политический плюрализм, а для пастернаковского героя и для самого Пастернака в период написания «Доктора Живаго» двадцатые — это формирование того жестокого, бессмысленного и однообразного мира, что в полной мере раскроется в тридцатые-сороковые. И здесь как раз связь с его пониманием христианства. В начале книги дядя главного героя говорит: история началась с Христа, ее не было прежде. В советскую эпоху связное священное время прерывается, наступают «годы безвременщины». А Живаго стремится восстановить христианское течение времени. Поэтому его стихи устроены в соответствии с церковным календарем: время идет от Страстной до Страстной недели.
Интересно, что это совсем иная позиция, чем у самого Пастернака 1920–1930-х. Лейтмотив его текстов этих десятилетий: существуют две равноценные правды — правда эпохи, революции, власти и индивидуальная правда художника. Они находятся в сложном отношении соперничества-сотрудничества. Про это «Высокая болезнь», «Второе рождение», «Охранная грамота». А в «Живаго» выясняется, что правда художника гораздо выше, а правда власти — иллюзия. Как и когда этот перелом происходит?
Действительно, сам Пастернак, в отличие от Живаго, вступил во все возможные литературные объединения, печатался в советских журналах, входил в Союз советских писателей. Он был частью того официального культурного контекста, к которому его герой не хочет иметь никакого отношения. В 1920-е годы и в начале 1930-х Пастернак, как и большинство его современников, верит: все, что происходит,— прямое продолжение революции, а не карикатура на нее. Он изо всех сил хочет «труда со всеми сообща и заодно с правопорядком». В 1935-м он пишет стихотворение «Художник», где речь идет о Сталине: «В те же дни на расстоянье, за древней городской стеной живет не человек — деянье: поступок ростом с шар земной…» В это время у Пастернака создается впечатление, что Сталин, правда, им интересуется. Он звонит ему по поводу Мандельштама, он освобождает Пунина и Льва Гумилева через три дня после того, как получает их с Ахматовой письма, и Пастернаку снова звонят сказать об этом освобождении. Вряд ли он лукавит, когда по настоянию Бухарина пишет эти стихи в благодарность Сталину. Кончается текст: «он верит в знанье друг о друге предельно крайних двух начал» — речь идет о поэте и вожде. Но шесть лет спустя Пастернак издает сборник «На ранних поездах», где из «Художника» выкинуты все строфы о Сталине. Это уже значимый шаг: современники, безусловно, помнили, что в газетном варианте стихотворения эти строки были. Отстраняться от власти он начинает с московских процессов — с того момента, как у писателей начинают требовать подписей под расстрельными письмами. Поворотная точка — 1936 год, когда после его отказа подписать письмо, призывающее к расправе над Зиновьевым и Каменевым, оно все равно выходит с его подписью.
То есть Живаго как бы не совершает ошибок своего создателя?
Да, Пастернак строит роман как собственную альтернативную биографию. Можно сказать, он вершит суд над собственной судьбой. И тут еще один амбивалентный момент. Вроде бы существование Живаго в 1920-е напоминает Илью Ильича Обломова: он опустился, замкнут, женится непонятно на ком, появляются случайные дети. Но именно в этом отстранении от общей жизни он способен осуществиться. Уже в 1959 году, после публикации стихотворения «Нобелевская премия», когда на Пастернака заводится дело, в нем появляется записка из донесений НКВД разных лет. Там есть свидетельство, что в 1939 году Пастернак говорит: в наше время даже молчаливое неучастие требует героизма. Живаго практикует такое неучастие, и оно позволяет ему творить.
При этом, когда Пастернак начинает роман, он ведь не планирует его как произведение, предназначенное для подпольного распространения или печати за рубежом?
Сперва он даже заключает договор с «Новым миром». Потом, уже в 1953 году, в «Знамени» выходит подборка стихов из романа, и в короткой врезке к этим стихам говорится, что вот автор кончает работу над книгой и скоро предоставит ее журналу. То есть поначалу он, видимо, не думает, что получится непроходимое произведение, и затем какие-то иллюзии возникают после смерти Сталина. Но в определенный момент к нему явно приходит понимание, что опубликовать роман в СССР будет невозможно, и тогда он уже заканчивает роман без всякой оглядки на власть и цензуру.
Роман закончен после смерти Сталина, но написан по большей части в сталинские годы, а действие самого последнего эпизода — это, по логике, конец 1940-х или начало 1950-х, то есть самое мрачное время, какое только можно представить. При этом там есть оптимистическая нота, слова о носящихся в воздухе предвестиях свободы. Как это объяснить?
В романе довольно фантастическая хронология, она часто не сходится. Последнее датированное событие — встреча друзей Живаго после курско-орловской битвы 1943 года, а затем говорится: прошло пять или десять лет. Это две разные эпохи. Если прошло все же десять, а действие происходит летом, то это время уже после смерти Сталина. Но на самом деле в рамках логики романа это и неважно. Там сказано, что просветление и освобождение, которых ожидали после войны, не случились, но внутренняя свобода составляла истинное содержание послевоенных лет. Никаких иллюзий у Пастернака по поводу этого времени не было. Уже отпечатанный тираж книги 1948 года отправляется под нож из-за придирок Фадеева. Потом происходит арест его возлюбленной Ольги Ивинской, и совершенно понятно, что арестована она для воздействия на Пастернака. Казалось бы, мрак, какая тут тайная свобода. Но для Пастернака это стало временем, когда можно было освободиться внутренне. Уже позже, в 1959 году, он пишет Федору Степуну в Германию: обстоятельства вокруг были настолько чудовищны, что писание «Доктора Живаго» прямо вытекало из них. Правда художника, о которой вы говорили, в этот момент уже полностью отделяется от официоза, от разговора с властью, и писать свободно наконец становится легко.
Возвращаясь напоследок к соотношению прозы и стихов в романе: выходит, что стихи Живаго — это то свободное от политических искушений поэтическое письмо, которое Пастернак не мог осуществить из-за петляний и ошибок собственной биографии, а проза — это как бы строительные леса для них. Можно сказать, что Пастернак изобретает Живаго как героя, который может написать такие стихи вместо самого автора, исполнить его предназначение?