Круг чтения у меня в основном профессиональный. Сейчас читаю гигантское количество литературы о Маяковском, поскольку надо досдавать книжку про него в ЖЗЛ. А к роману, который сейчас пишу, мне приходится читать страшное количество литературы по так называемому пикапу — это такая полусектантская-полушарлатанская практика, которая позволяет человеку якобы раскрепоститься и построить карьеру. Так как роман отчасти об этом, то приходится много просматривать литературы по этому вопросу.
1. Из новых книжек я с большим удовольствием прочитал жизнеописание Достоевского, которое сделала Людмила Сараскина для ЖЗЛ («Достоевский». — The New Times). По-моему, это очень хорошо. Во-первых, она многое свела воедино, во-вторых, у нее крайне нестандартная точка зрения на многие устоявшиеся вещи. Достоевского принято воспринимать как человека, которого бороли какие-то страшные страсти. Она же видит в нем, что мне лично очень дорого, человека исключительного душевного здоровья и большой нравственности, здоровую и сентиментальную душу, прекрасного товарища, замечательного мужа. И очень интересно ее отношение к Раскольникову, достаточно негативное, это большая редкость в русских биографиях. Обычно-то главный герой «Преступления и наказания» — ищущий юноша и борец, а для нее он однозначно преступник. И замечательно, что она умеет вместе с Достоевским дистанцироваться от описываемых событий. Вообще Сараскина — впервые, по-моему, в литературе о Достоевском — пытается увидеть в нем не мрачного гения, не подпольного поэта, а человека, который в себе все это победил. Такой взгляд дополняет работы Игоря Волгина, который занимается политическими аспектами биографии Достоевского («Достоевский и императорский дом», «Достоевский и политический процесс»). Если читать вместе Сараскину и Волгина, можно получить изумительную стереоскопическую картину.
Еще из нового чрезвычайно мне понравился роман Захара Прилепина «Черная обезьяна». Очень техничная книга, замечательно построена, с хорошо проведенными лейтмотивами, очень характерная для текущего момента.
2. Из интересного отмечу еще книжку Дэвида Фостера Уоллеса «Бледный король» — это его неоконченный предсмертный роман, который вышел в Штатах. Роман о повседневной рутине, о человеке на госслужбе, о государственной бюрократии. У Джозефа Хеллера (автор знаменитой «Уловки-22». — The New Times) был роман «Что-то случилось», а «Бледный король» — это титаническая попытка написать двадцать лет спустя, на новом этапе хеллеровский роман, своего рода сатирическую социальную эпопею о бюрократическом безумии, о том, как человек умирает и сам этого не замечает. Прекрасная книга, и в плане повествовательной техники очень далеко уходящая вперед. Она как бы мозаичная, фрагментарная — такою и задумывалась. Читателю нужно всю эту картинку собрать — что очень увлекательно.
3. Люблю читать дневники, переписку, исторические сочинения, хорошую фантастику, но ее очень мало.
4. Давеча перечитал Станислава Лема в довольно большом объеме, это опять же нужно было по работе, но не для книги. Я немножко преподаю, и мне надо было объяснить детям, как сделано «Преступление и наказание», каким образом техника детектива, которую открыл Достоевский, работает в современной литературе. Лем, например, написал свое «Расследование» во многом на тех же техниках, которыми пользуется Достоевский — такой «атмосферный» детектив без разгадки. Вот заодно я и перечел, и вспомнил, как это здорово.
Быков Дмитрий
The New Times