КНИЖНЫЕ НОВИНКИ СЕНТЯБРЯ: как подделать Айвазовского, патриот Лермонтов, хроники гильотины, поэзия русского мата

«Я не погибну под японским танком»

Виртуоз русского мата*(а как еще образно можно выразить всю мерзость и сладость жизни) автор «Николая Николаевича», «Руки», «Кенгуру» и «Маскировки» впал «как в ересь в немыслимую простоту», начав под псевдонимом Юз-Фу сочинять хокку, танку и хайку: «Бог держит солнце в одной руке.//В другой Он держит луну.//Вот и руки Его до нас не доходят!».

А под своим именем квинтэссенцию русской поэзии – частушки: «Не гляди что с виду нищий//в ухе сера в челке –вошь//ты такого вот елдища//в высшем свете не найдешь!» и заодно продолжил дело своего безвременно ушедшего товарищаВагрича Бахчаняна – привет женщинам госдуры– сочиняя смехуёчки: «’Прямо во рту тает!’– удивлялась Снегурочка, отсасывая сосульку (почему не сосулю? – С.Т.) у деда Мороза» или вот:«Герлускони – фамилия премьер-министра Италии». А еще к книге иллюстрированной Андреем Макаревичем и Александром Мотта, где есть и новые стихи,прилагается CDсо старыми,но вечно живыми песнями в исполнении автора: «Окурочек», «Товарищ Сталин», «Лесбийская» (еще один привет госдурным бабам)и особо любимый нами вальс «За дождями – дожди, за дождями – дожди, а затем холода и морозы…».Книгу можно приобрести в одном из особняков государственного литературного музея (Трубниковский пер., 17) где до 16 сентября работает выставка «Рисунки поэтов ХХ–ХХIв.» из собраний музея и личных коллекций: Маяковский (его больше всего), Брюсов, Волошин, Бродский, Лимонов, Пригов, Сапгир, Бурлюк, Хвосенко… Такая вот компания. *Нашему мату давно нужно поставить памятник как «Катюше» и Т-34 – лучшему оружию Великой Отечественной войны, спасавшемуизнь летчикам, морякам и танкистам которые пользовались радиосвязью– фашисты не понимал русских идиом, и теряли ориентировку в бою. Юз Алешковский. Книжка трех моих муз. – М.: Пробел, 2013


Юз Алешковский. Книжка трех моих муз

Мистический гений

«Иснова, какогнимартенов, //огнигрозы над темнотой…//Так кто же победил: Мартынов //иль Лермонтов в дуэли той?». Автор очередной биографии Михаила Юрьевича Лермонтова возбудился на литературоведов дней нынешних и минувших, обвинив их,ни много ни мало,в отсутствии патриотизма. И написал текст, опровергающий бытующие мнение, что великий русский поэт обладал несносным характером,в результате чего сын винного откупщика майор Николай Соломонович (тема «Марк Аврелий не еврей ли?»автором тоже рассмотрена) Мартынов,был вынужден его пристрелить. Дал он и отпор толкованию некоторых исследователей таинства рождения поэта, бросающих тень на его родителя, дескать не Лермонтов, и, совсем уже, мягко говоря, нелепых, считающих его потомком одного из злых чеченов/черкесов. Хорошо не сарацинов. Под конец автор усомнился в авторстве стихотворения «Прощай немытая Россия…», отдав пальму первенства предтечи нынешнего сатирика и либерала Дм. Быкова сатирику и либералу века позапрошлого Дм. Минаеву. Отдадим автору должное – у него получилась добротная отповедь клеветникам России. Нам же все равно, какой характер был у Лермонтова. Главное предназначение в своей короткой, но яркой как полет кометы жизни, он выполнил с лихвой, даже если бы и не написал «Тамани». Достаточно вспомнить «В минуту жизни трудную//Теснится ль в сердце грусть,//Однумолитвучудную…» твердим мы наизусть: «Выхожу один я на дорогу;//Сквозь туман кремнистый путь блестит;//Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,//И звезда с звездою говорит…». Сравнить с одноименными книгами В. Афанасьева (1991) и В. Михайлова (2012),вышедшими в большой серииЖЗЛ, а также «В чужом пиру…» А.В. Очмана (Гелиос АРВ, 2005)где можно познакомиться с «творчеством» Мартышки: «Задумчив, мрачен и взбешен//с ученья едет Родион… Секстантом выдвинув колена/ на холку руку опустив,//И подбочась другой надменно//он ехал зол и молчалив». Владимир Бондаренко. Лермонтов. – М.: МГ, малая серия ЖЗЛ, 2013


Владимир Бондаренко. Лермонтов.

Отцы и дети

Претендент на кресло премьер-министра Голландии, пригласил своего брата, безработного учителя истории, предпочитающего заканчивать беседы с людьмиударом кулака под нос,да так чтобы выбить верхние зубы собеседника, в очень дорогой ресторан, где попытался извлечь скелет из семейного шкафа и объявить в связи с этим о своем решении ухода из политики. Братья пришли с женами.И банальный полуторачасовой семейный ужин на наших глазах переходит в кровавый фарс.Книга о том,чем кончается усыновление африканского бэби (как волчонка не корми), где проходит граница политкорректностии доскональногособлюдения прав несовершеннолетних детей жить своей жизнью только для того чтобы они могли распорядиться чужой. Герман Кох. Ужин. Пер. нид. Е. Асоян. – СПб.: Азбука,2013


Герман Кох. Ужин.

Карнавал во время чумы

В конце семидесятых в беседе с профессором филфака МГУ Виктором Дувакиным,Михаил Михайлович Бахтин заметил, что Константин Вагинов(1899-1934) «совершенно уникальная фигура в мировой литературе. И вот очень жаль что его забыли». И вот,спустя почти тридцать лет послеэтой беседы, книги Вагинова – поэта и прозаика, сына обрусевшего жандармского офицераВагенгейма, из немцев, прямо со скамьи юридического факультета Петроградского университета отправленного на польский фронт и чудом уцелевшего, возвращаются. В свое время Вагинов по его словам «состоял почти во всех поэтических объединениях Петрограда», но сумел найти свой,непохожий на других язык. В прошлом году издательство О.Г.И. выпустило сборник его стихов «Песняслов» с приложением литературно-биографических материалов, а в этом, вПитере, прогремевшую в 20-х «Козлиную песнь»(в пер. с греческого «трагедия» – С.Т.), рассказывающая о жизни и быте российской интеллектуальной элиты в петроградском Доме искусств во время военного коммунизма. В персонажах книги легко узнаются Блок, Кузмин, Гумилев, Бахтин…, над которыми с иронией, нодобродушно как сторонний наблюдатель, посмеивается автор.По теме: Ольга Форш «Сумасшедший корабль» (АСТ, 2011), Иоханес фон Гюнтер «Жизнь на восточном ветру» (МГ,2010).

*На судебном процессе (1965-1966) против АндреяСинявского и Юлия Даниеля, публиковавшие свои сочинения на Западе под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак, Дувакин назвал своего ученика Синявского белым лебедем, в которогона его глазах он превратился из гадкого утенка. За что за три года до пенсии был отстранен от преподавания.Чему, правда, мы обязаны магнитофонными записями его разговоров с автором «народной "карнавализации" искусства» философом и литературоведом Михаилом Бахтиным. См. М.М. Бахтин. Беседы с Дувакиным. ЗАО «Согласие» 2002. К. Вагинов. Козлиная песнь. – СПб.: Лениздат, 2913


К. Вагинов. Козлиная песнь

«Жесткая давняя привычка»

В сборник вошли рассказы о ружейной охоте таких мастеров слова как Виталий Бианки, Иван Соколов-Микитов, Алексей Ливеровский, Виталий Гарновский и Николай Сладков. И вот что любопытно, почти все они, не нуждающееся в усиленном питании, а убивавшие зверушек ружейной забавы ради, со временем перешли к прогулкам по лесу, сменив «чок»и «получок» 16 калибра на видоискательфоторужья и корзинку для третьей, по Владимиру Солоухину, грибной охоты. Рассказы об охоте. – СПб.: Амфора, 2013


Рассказы об охоте

Приверженец «прекрасной ясности»

Про этого человека – поэта, писателя, музыканта и переводчика долгое время складывались легенды. После его смерти о его сочинениях старались не вспоминать, кроме лубянких заплечных дел мастеров. Его прозу и стихи, а главное его знаменитые дневники,которые он вел,начиная с 1905 года и почти до самой смерти в 1936 году, чекисты изучали разве что не под лупой. В творчестве одного из знаменных людей Серебряного века их интересовало только одно – как использовать на практике его нетрадиционную ориентацию, ища в них рычаги воздействия на врагов народа. Он много раз был на волосок от ареста, но говорят, от этого его спаснаперсник детских и юношеских лет дипломат Георгий Чичерин, умерший в один год с ним.Советские литературоведы в отличие от западных избегали упоминаний о нем. И вот пред нами первая полная биография талантливого, сложного и противоречивого человека без которого трудно себе представить литературную жизнь того времени. Да и нашего,конечно. Николай Богомолов, Джон Малмстад. Михаил Кузмин. – М.: МГ, серия ЖЗЛ, 2013


Николай Богомолов, Джон Малмстад. Михаил Кузмин Николай Богомолов, Джон Малмстад. Михаил Кузмин

Полная карманьола

Эта книга о времени, когда 25 миллионов французов поднялись одновременно чтобы заявить,что ложь больше невыносима. Эта книга о мести Республики роялистам,и о «волчатах» Марата.Это история людей,предложивших Франции построить респектабельную республику для средних классов после разгрома аристократии и выдвинувших лозунг «Свобода, равенство, братство».

Фактически это история Великой французской революции, написанная поэтом и политиком,имеющим доступ к документами возможность записать свидетельства оставшихся в живых послемясорубки 1791-1794 годов, начиная со смерти Онори Мирабо и кончая казнью Луи Сен-Жюста. Это время Коммуны и Конвента, когда палачи валились с ног от усталости, а по рекам плыли трупы беременных женщин со вспоротыми животами набитыми соломой, а кюлоты шили из мужской кожигильотинированных*.Времени, когда «жестокие декреты следовали вслед за мудрыми и великодушными». Времени «бритвы революции» – изобретения врачей – гуманистов (казнить нужно быстро и без боли) Антуана Луи и Жозефа Гильотена, с помощью которой революция пожирала своих противников, а заодно и своих детей, обеспечивая плавное погружение страны в термидор. «Главное свойство моей книги, которое бросается мне в глаза, когда я перечитываю ее, составляет, без сомнения, одну из причин возбуждаемого ею интереса,– это то,чтолюди занимают внейгораздобольшее место, нежели факты». Что еще почитать: Томас Карлейль. Французская революция. История», перечитать: Виктор Гюго «93 год», пересмотреть фильм Анжея Вайды «Дантон».

*Из книги Карлейля (1837):«В Медоне существовала кожевенная мастерская для выделки человеческой кожи гильотинированных… изумительно хорошая кожа наподобие замши. Кожа мужчин превосходила прочностью и иными качествами кожу серны; женская же кожа ни на что не годилась – ткань была слишком мягкой!» Альфонс Ламартин. История жирондистов. В 2-х томах. Пер. с фр. Н.С.Кутейникова. – М.: Захаров, 2013


Альфонс Ламартин. История жирондистов Альфонс Ламартин. История жирондистов

Дневник в письмах

Этот дневникввиде писем еврейская девочка Анна Франк начала писать в день своего 13-летия 12 июня 1942 года находясь вместе со своей семьей, сбежавшей от Гитлера в Нидерланды и оказавшейся после оккупации страны фашистами на нелегальном положении. Последняя запись сделана 1 августа 1944 года. Через три дня семью Франк арестовал в Амстердаме обер-шарфюрер СС Зильберберг, сопровождаемый тремя голландскимиколлаборационистами. Некоторым членам семьи удалось выжить. Анна же умела 6-го января 1945 года от тифа в концлагере Берген-Бельзен,не дожив несколько месяцев до освобождения англичанами в апреле 1945 года. Ее дневник стал одним из документальных обвинений фашизма.«Понедельник. 5 июня 1944 г. Милая Китти! Новые неприятности в Убежище. Ссора между Дюсселом и семьей Франк по поводу раздела масла. Капитуляция Дюссела. Тесная дружба между мефрау Ван Даан и вышеупомянутым Дюселом, флирт, поцелуи и дружеские смешки. У Дюссела просыпается потребность к женщине. Ван Дааны не хотят печь пряник на день рожденнья Кюглера,мы сами пряников не едим…. Продать доллары невозможно, золото и подавно, наши деньги для черного рынка на исходе, на что мы будем жить в следующем месяце? Твоя Анна Франк». Книга выходит без купюр, сделанных в свое время редакторами, посчитавшими, что откровения девочки о своей ранней сексуальности, могут отвлечь читателя. Остаётся добавить, что этот дневник на русском языке за последние 20 лет переиздавалсяиздательством восемь раз. Хотелось бы, чтобы блокадный дневник (в нем всего девять страниц, на шести из которых даты смерти близких ей людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей) ленинградской девчушки ровесницы Анны Тани Савичевой имел бы точно такие же тиражи. Таню успели вывести из города, но она вскоре ушла за родственниками. Обе эти книги лучше бы издать под одной обложкой и раздать по всем школьным библиотекам. И чтобы учителя истории отводили хотя бы час для разговора об этих девочках. Анна Франк. Убежище. Пер. с нид. С. Белокринцкой и М. Новиковой. – М.: Текст, 2013.


Анна Франк. Убежище.

Книга о выживании

Написал ее бывший боец спецназа британской армии, а ныне ученый, путешественник, совершившийвосхождение на Эверест,пресекший Северную Атлантику на надувной лодке и ведущий программу «Выжить любой ценой»на канале Disсovery.Книга эта описательная и будет интересна всем любящим путешествовать на диване, тем более что читается она легко как книжки Жюля Верна.Тем же, кому дома не сидится, решившим съесть свой кусок мяса,чтобы их не постигла трагическая судьба первопроходцев Георгия Брусилова и Владимира Русланова, Роберта Скотта и Джона Франклина, Соломона Андрэ и Руала Амундсена,рекомендуем книгу врача из центра подготовки космонавтов В.Г.Воловича «С природой один на один», изданной «Воениздатом» в 1989 году, где даются практические рекомендации как выжить в безлюдной местности – арктической тундре, пустыне, в горах, джунглях иокеане. Беар Гриллс. Грязь, пот и слезы. Пер. с англ. Л. Игоревского. – М.: Центрполиграф, 2013


Беар Гриллс. Грязь, пот и слезы.

Где-то есть город…

Считается, что это лучший роман Эрнста Юнгера, философа и одного из главных теоретиков консервативной революции, где он попытался выразить свои историко-философские взгляды в форме романа-эссе. «Эвмесвиль» – это и название итальянского общества поклонников творчества Юнгера и одновременно вымышленный город-государство. Эта книга своего рода постисторическая утопия. Повествование ведется от имени ночного стюарда на касбе (крепости)Эвмесвиля МартинаВенатора прозванногоМартином,властителем города Кондором,безвыездно живущим в цитадели и придающим значении дальнозоркости – очкариков на службу, особенно на воинскую,он не берет. «Народ состоит из отдельных индивидуумов и свободных людей, тогда как государство слагается из цифр. Там, где доминирует государство, умерщвление также становится абстрактным. Рабство началось уже у пастухов; совершенства оно достигло в речных долинах с каналами идамбами; первообразам же стало использование раба врудниках и на мельницах. С тех пор было придумано множество утонченных хитростей, позволяющих замаскировывать сковывающие рабов цепи». Эрнст Юнгер. Эвмесвиль. Пер. с нем. Е. Воропаеп. – М.: Ad marginem, 2013


Эрнст Юнгер. Эвмесвиль

Лесные нравы

Хотите научить своих чад любить и понимать природу? Тогда к вашим услугам «Лесная газета»,придуманная биологом Виталием Валентиновичем Бианки (1894-1959). С момента ее выхода в 1927 году она выдержала десятки переизданий и по праву вошла в золотой фонд детской литературы. В отличие от других газет, отправлявшихся на пенсию на следующий день после выхода, эта со своими рассказами, репортажами и зарисовками о жизни леса и его обитателях, их повадках, нравах, взаимоотношениях между собой и другими лесными и городскими обитателями и человеком, будут жить до тех пор, «пока Земля еще вертится». «Лесная газета» учит детей (1+)наблюдать за природой, понимать ее законы. Любить ее. Беречь. А проиллюстрировал ее один из наших лучших анималистов Николай Андреевич Тырса. Для семейного чтения. Ждем «Осень-зиму». Виталий Бианки. Лесная газета. Весна-Лето. – СПб.-:Амфора, 2013.


Виталий Бианки. Лесная газета. Весна-Лето

Как стать искусстоведом

Автор приключенческого детектива об антиквариате,его подделках и о том, что предшествует аукционам,сама близкознакома с предметом, о котором она пишет не понаслышке:будучи экспертом по русскому искусству,является главой крупного аукционного дома. Сюжет книги с убийствами и изменами крутится вокруг подлинника картины Ивана Айвазовского, на которой изображен неравный бой,случившийся в 1829 году,русского брига «Меркурий» с турецкой эскадрой, равно как и с копией этой марины и ее же подделкой. Автор,как знаток своего дела,доступно объясняет читателям все тонкостиподделок картин. Ну, вот, например, чем отличается кракелюр подлинника картины от кракелюра подделки. Так что,помимо приятного чтения,будущие покупатели антиквариата,равно как и начинающие фальсификаторы, могут за небольшие деньги познакомиться с азами криминального искусствоведения. Валентина МакДугал. Бриг «Меркурий». – СПб.: Амфора, 20123


Валентина МакДугал. Бриг «Меркурий»

автор: Сергей Тополь

Медведь

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе