В Риме избрали нового папу

Станет ли Франциск I последним папой Римско-католической церкви?

Вчера достаточно неожиданно в Риме выбрали папу. В 19.15 по местному времени из трубы на крыше Сикстинской капеллы Апостольского дворца появился белый дым. В первую секунду было не очень понятно, белый ли он – но потом стало ясно, что да, да, и бой колоколов подтвердил результат – новый глава Римско-католической церкви избран!

Избран новый глава Римско-католической церкви

Фото: AP

Народу на площади Св. Петра было уже очень много. Несмотря на дождь, многие ожидали результатов с утра, а когда узнали, что папу выбрали – к Ватикану потянулись тысячи и тысячи людей. И через час после дыма кардинал-протодиакон Римско-католической церкви Жан-Луи Торан появился на балконе собора Св. Петра и произнес знаменитую латинскую формулу Habemus papam («Имеем папу»). Но это и так все уже знали. Все ждали имя понтифика – Франциск, аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо.

Почему неожиданно? Потому что явного фаворита не было. Преференции давали и кардиналу Милана Анджело Скола, и бразильцу Одило Шереру. Но, как часто бывает, фавориты, которые не набирают двух третей голосов, проигрывают. Кроме того, несмотря на итальянскую прессу, вероятно, конклав не хотел папу-итальянца, слишком просто, обычно, и именно там все-таки были скандалы с ватиканским банком и другие. Поэтому естественно, что новый папа должен был появиться издалека, вероятнее всего, из Америки (среди «папабили», вероятных претендентов, были и американец, и канадец) и еще вероятнее – из Южной Америки, где католицизм очень широко распространен. Одило Шерер своими жесткими замечаниями «напугал» кардиналов – он заявил, что будет беспощадно бороться со всеми язвами католической церкви – и с педофилией, и с коррупцией. Еще вчера утром, разговаривая с коллегами, давали большой шанс Южной Америке, но про Хорхе Марио Бергольо не вспоминали (да и мало кто вспоминал, к слову). И потом, на второй день голосования, это действительно очень быстро.

Хорхе Марио Бергольо родился в 1936 году в семье эмигранта из Италии, вступил в орден иезуитов в 1958 году, учился в семинарии, стал лиценциатом по философии. В 1973–1979 годах являлся провинциалом Аргентины, в 1980 году стал ректором семинарии Святого Иосифа. В 1992 году Бергольо становится епископом, в 1998 году – архиепископом Буэнос-Айреса, в 2001-м – кардиналом. И оказывается, в конклаве он уже был знаменит. По слухам, в 2005 году именно он являлся основным соперником Йозефа Ратцингера, тогда проиграл, но, подождав восемь лет, стал папой.

Бергольо известен своим аскетизмом, консервативными взглядами. Согласно решению I Ватиканского собора 1870 года, папа Римский обладает непогрешимостью в вопросах веры и нравственности, провозглашенных от имени католической церкви (принцип ex cathedra). Но при этом уже успел понравиться всем, кто был на площади или видел его по телевизору. Простой, симпатичный, неформальный – он начал свое первое обращение к пастве с шутки: «Вы нашли меня в конце мира». Кстати, любимыми писателями нового папы являются Борхес и Достоевский.

Уже в субботу новый папа планирует встретиться с аккредитованными журналистами.

Остается вопрос, сколько и как сможет управлять церковью новый папа. Явно церкви нужна реформация. Перед выборами папы, точнее, после неожиданной отставки Йозефа Ратцингера, многие вспоминали о пророчестве святого Малахии. Речь шла о рукописи, хранящейся в библиотеке Ватикана и состоящей из 112 коротких фраз, характеризующих понтификов от XII века до Второго пришествия. Первым в списке «Пророчества о папах» значится современник автора Целестин II, а далее следуют 111 будущих глав Святого престола, каждому из которых дается краткая характеристика в виде афоризма на латыни. Кажется, все боялись «черного Петра».

Единственно, что именно иезуитов и называют «черными» монахами, и считалось, что они никогда не будут избраны (действительно, он стал первым иезуитом – папой Римским). Слава богу, что не Петр.

А помните, как в собор Св. Петра ударила молния, когда папа Ратцингер отказался от папского престола. Ранее, 27 января, в день памяти жертв Холокоста, Бенедикт XVI «в знак примирения и согласия» выпустил белого голубя, которого чуть не заклевала возникшая ниоткуда чайка.

В этот раз трубу, как раз до белого дыма облюбовали две чайки. Никого не клевали, достаточно мирно наблюдали за тысячами паломников и туристов. Хороший знак.

Евгений Уткин

Рим

Эксперт

Поделиться
Комментировать