Девяностый Архирей

За более чем 1000 летнюю историю Ярославской епархии Митпрополит Иоанн ( Вендлад) стал ее 90 архиереем. Митрополит Иоанн родился в Петербурге 14 января 1909 года в семье со старинными культурными традициями. Он  выходец из той русской аристократии, которая была впос¬ледствии или повыбита железом, или разбросана по белу свету. Его мать, Нина Петровна (урожденная Кашнева), была очень образованная женщина. Она прекрасно рисовала, иг¬рала на фортепиано. Музыка окружала детей с самого рож¬дения. Семья Вендландов была дружная и очень любящая. Росли две дочери, Елизавета и Евгения, и долгожданный сын Константин. Родители были православными верую-щими. Это была настоящая интеллигентная семья. В ее традициях было пренебрегать накоплением материальных благ. Упорно трудились и взрос-лые, и дети.

Кроме занятий музыкой, языками, науками, они обязательно учились какому-то ремеслу. "Папа вчера пода¬рил мне верстак и два рубанка... Папа, вернувшись из Петер¬бурга, привез мне пилу, две стамески и угольник..." Эти стро¬ки из детского письма старшей сестры Владыки - Елизаве¬ты, которая до старости любила столярничать.

Первое сознательное проявление религиозного чувства, вспоминал Владыка Иоанн, возникло у него очень рано, в возрасте трех лет. Он испытывал чувство блаженства, когда мама, уложив его в постель, осеняла крестным знамением. Не обошлось и без курьеза. Узнав о Страшном Суде, что Христос поставит на левую сторону, а затем отправит в ад тех, кто не творил милостыню, ребенок загорелся страстным желанием что-то сделать для обездоленных. Но как? Денег нет. А между тем в родительской спальне на столике лежит рассыпанная серебряная мелочь. Он тайком сгреб ее в кар¬ман, намереваясь раздать нищим у церкви. Возмездие при-шло слишком скоро, и вместо того, чтоб стать кандидатом на правую сторону, он стал "презренным вором" и, не умея ничего объяснить взрослым, только плакал от обиды.

Но настоящее духовное прозрение пришло к нему со смер¬тью отца. Отец умер очень рано - от неизлечимой болезни. В момент панихиды, которую Костя впервые ус¬лышал именно возле смертного одра своего отца, он осознал, что вера в Христа дает надежду на жизнь после смерти. По его собственным словам, он был потрясен и утешен: "Папа пере¬шел туда, где "праведницы сияют яко светила. Папа живет!"

Кон¬стантин Николаевич Вендланд закончил Ленинградский гор¬ный институт. Учился он блестяще. После окончания института Константин Вендланд рабо¬тал на Урале, а потом много лет в Средней Азии. В Ташкенте буду¬щий митрополит преподавал геологию, читал лекции, вел прак¬тические занятия по петрологии в индустриальном институте и на геологическом факультете университета. Защитил диссер¬тацию на соискание кандидата геолого-минералогических наук: "Петрология вулканических толщ Приташкентского района".

Во время войны он искал в азиатских горах вольфрам и молиб¬ден, необходимые оборонной промышленности, награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной вой¬не". За сравнительно короткий период Константин Николае¬вич Вендланд сумел создать свою школу геологов-петрогра¬фов. Некоторые его ученики стали крупнейшими учеными, возглавляющими научную геологическую службу в нацио-нальных республиках бывшего СССР.
 
Его товарищ по Горному институ¬ту академик Владимир Степанович Соболев сокрушался: "Ушел в попы, пропал для науки, академиком мог бы стать".

Будучи геологом, он с 1933 года- тайный монах. На попе¬чении Константина Николаевича находился его духовный отец - будущий митрополит Гурий, а тогда заключенный, вернувшийся со строительства Беломорканала.

Со своим духовным отцом, сыгравшим огромную роль в его жизни, Константин Вендланд познакомился еще в Ле¬нинграде в студенческие годы. Там образовался кружок мо¬лодых людей, посещающих службы в киновии Александро-Невской Лавры, упоительнейшем уголке на правом берегу Невы. В конце двадцатых годов настоятелем этого приходс¬кого храма был отец Гурий.  Штатного псаломщика в храме не было. Эту обязанность взял на себя юный Константин Венд¬ланд. Ему нужно было ежедневно ехать через весь город на трамвае, затем переплывать на пароходике на другой берег Невы и приходить в храм раньше священника. Не было слу¬чая, чтоб он опоздал или не пришел. К моменту прихода свя¬щенника он шел звонить на колокольню, а затем читал часы и один пел на клиросе Божественную Литургию. Редко кто еще приходил на клирос в будни. Затем он ехал через Неву и весь город на работу и учебу. И так каждый день. Этот поря¬док мог нарушиться лишь выездом на полевые работы.

После шестилетнего пребывания за религиозную дея¬тельность на Беломорканале отец Гурий не смог вернуться в Ленинград. Тут как раз и подоспело предложение профессо¬ра Виктора Арсеньевича Николаева молодому Константину Вендланду занять должность ассистента кафедры петрогра¬фии Ташкентского индустриального института. Отец Гурий нашел это предложение прекрасным, и оба они поехали в Ташкент. Вскоре туда приехали мама и сестры Константина Николаевича - врач-терапевт Елизавета Николаевна и агро¬ном Евгения Николаевна, и еще несколько духовных детей отца Гурия. Поселились все в небольшом доме, стараясь под¬ражать во всем первохристианской общине. Впоследствии митрополит Иоанн так вспоминал это время: "Мы жили уди¬вительной жизнью: с одной стороны, глубоко церковной, с другой стороны, активно гражданской. До сих пор я считаю такое соединение самым лучшим, чего мне хотелось бы".

Осторожность эта была необходима, потому что при¬меры преследования со стороны властей были перед глаза¬ми. В Ташкенте в это время служба шла только на кладбище, в небольшой часовне. Под открытым небом собирались пра¬вославные верующие. Как вспоминал Владыка, среди толпы можно было увидеть величественную фигуру архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. В то время он не служил, а работал профессором Ташкентского мединститута

Сразу после Победы, посчитав свой гражданский долг ис¬полненным, Константин Вендланд выходит из келейного состояния к церковному служению.

Потом были Троице-Сергиева Лавра, Саратов, ректорство в Киевской духовной семинарии. И многолетняя служба за границей, чему способствовало знание нескольких языков. В Дамаске он представлял Московскую Патриархию, и у него было двенадцать приходов - шесть в Сирии и шесть в Лива¬не. В Берлине, будучи Патриаршим Экзархом Средней Европы, руководил работой православных церквей нескольких европей¬ских стран. С 1962 по 1967 год он - митрополит Нью-йоркс¬кий и Алеутский, Патриарший Экзарх Северной и Южной Америки. В Ярославль приехал сразу после США.

Все годы, проведенные митрополитом Иоанном в Яро¬славле, были отданы Церкви, епархии. Он заботился, чтобы приходы не оставались без священников, особенно в глубин¬ке, что в то время было не так уж легко. Им было рукополо¬жено много достойных прекрасных пастырей, людей, имев¬ших хорошее светское образование. Он был равен со всеми людьми. Все в его доме чувствовали себя братьями и сестра¬ми. Как у человека высокой культуры и интеллекта, круг интересов Владыки Иоанна был очень широк. Он никому не навязывал своего мнения, но, может быть, именно поэтому многих привлек к вере, что всем светил своей личностью. Люди, знающие митрополита Иоанна, свидетельствуют, что он никогда никого не осуждал, ни о ком не говорил пло¬хо. "Когда я учился в школе, - вспоминал он, - мы проходи¬ли стихотворение Лермонтова "Пророк". Еще тогда меня по¬разило, что Пророк читал в сердцах людей их мысли и поро-ки. И тогда еще ребенком я ужаснулся: какой это страшный дар - читать пороки! Господи, никогда не давай мне такого дара! - со всем жаром помолился я тогда. И, видно, искрен¬няя молитва была услышана. Я действительно не стал заме¬чать пороки и плохое в людях. Для меня все люди кажутся хорошими, я не вижу их недостатков". И это неосуждение было у Владыки Иоанна совершенно естественным, давав¬шееся ему без внутреннего усилия и борьбы. Он любил лю¬дей братской любовью и сам снискал их большую любовь как выдающийся духовный пастырь и богослов, и как уче¬ный, и как просто добрый человек. Каждая встреча с ним оставляла в душе светлый след и запоминалась надолго.

Сегодня, когда мы все чаще оглядываемся в прошлое, да¬лекое и близкое, и в его нравственном опыте ищем ответы на вопросы, надо, чтоб пример благочестивой жизни митропо¬лита Иоанна, девяностого архиерея Ярославской епархии, остался в нашей памяти.

Ярославская Епархия

Поделиться
Комментировать