8 1/2 православных новостей недели

1. Предстоящая 20 июля поездка патриарха Кирилла на Украину предоставила главные новостные темы недели

Прежде всего, Патриарх Кирилл едет в совсем другое государство, чем год назад. Теперь, это не враждебный лагерь, а дружественное государство. Очевидно, что это не будет еще одной ознакомительной или миссионерской поездкой, а рабочим визитом с конкретными целями и задачами. В воздухе витает предчувствие какого-то важного события. Причем, представители Московского патриархата совершенно уверены в себе, а представители лагеря противников патриарха растеряны и пытаются угадать, что же это будет.

Лжепатриарх Филарет заявил 13 июля в интервью сайту "Остров" о том, что якобы РПЦ  очень хочет объединиться с "Киевским патриархатом" и ведет переговоры по этому поводу "Предмет диалога - объединение, на каких условиях оно возможно".

Протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС отверг саму идею объединения и сказал, что Филарет Денисенко в любой момент может объединиться с канонической Церковью в чине мирянина, а переговоры с УПЦ КП ведутся в том же режиме, что и с другими еретическими и раскольническими группировками. Ранг отвечавшего в принципе дает понятие о месте проблемы Денисенко в Московском Патриархате. Действительно - объединение с Киевским патриархатом самое худшее, что можно пожелать сейчас патриарху Кириллу. Впрочем, в качестве доброго следователя выступил митрополит Иларион, который, не конкретизируя персоналии заявил 13 июля о том, что принятие в православие из расколов не должно быть унизительным "Покаяние - это обретение человеком его подлинного вечного достоинства и сущности. Об этом должны помнить как возвращающиеся в лоно Церкви, так и те, кто их принимает. От последних требуется особая деликатность и непамятозлобие"http://www.mospat.ru/ru/2010/07/13/news21772/

Итак, никакие шаги с вязанные с "объединением" с Киевским патриархатом не могут даже и близко быть связанными с целями патриаршего визита. Слишком много чести. Раскольники на Украине ещё тешат себя мыслями, что,  многие ныне автокефальные Церкви начинали свой путь к независимости с раскола, а значит у них все впереди. Но эти Церкви, во-первых, поддерживала вся нация без исключения, во-вторых, поддерживала власть. На Украине, однако, успешно действует каноническая Церковь, а власть сейчас отнюдь не обладает средневековыми полномочиями, чтобы ее поддержка что-то значила в духовных делах. Так что "Киевскому патриархату" нужно сравнивать себя не с Болгарской и Румынской Церковью, а с многочисленными раскольничьими шайками, сгинувшими без следа и породившими только возмущение обманутого народа.

У Церкви на Украине есть проблема более серьезная, чем раскол и патриарх едет решать именно ее. Решать гарантированно, навсегда. Это проблема широкого течения автокефалистов в самой УПЦ МП. Еще год назад один из известных священников УПЦ мог позволить себе многочисленные ернические заметки в своем блоге по поводу визита патриарха, зная 1) Его полностью поддержат собратья и те, кто принимает решения в УПЦ МП 2) Если кто-то не поддержит, то это их проблема. Автокефалия казалось делом решенным и не очень отдаленным.

Сейчас, конечно, такого можно не ожидать. Автокефалисты будут молчать, но на своих местах они остались и их связи и влияние никуда не делись.

Патриарх Кирилл покончит с этим весьма простым способом. Достаточно сопоставить несколько  фактов:

1) Патриарху предоставили резиденцию в Киево-Печерской лавре

2) Перед визитом сайт Патриархия.ru запускает украинскую версию

3) Вполне вероятно, что патриарху Кириллу во время визита торжественно вручат документы об украинском гражданстве.

Таким образом, патриарх Кирилл будет приезжать в Киев не как гость, а как хозяин и будет приезжать гораздо чаще. Почему бы верующим на Украине не видеть своего патриарха так же часто, как и верующим России. Возможно, именно такое заявление и прозвучит во время визита. Частое присутствие патриарха Кирилла на Украине резко поменяет баланс не только в церковной, но и в государственной политике Украины. Разумеется, все эти шаги будут предприняты при полном уважении к митрополиту Владимиру и с его согласия.

 

См. на "Русском Обозревателе"

Филарета потянуло воссоединяться

 

2. После приговора суда по делу устроителей выставки "Запретное искусство" православная общественность пытается осмыслить итоги процесса.

Консервативно настроенные православные негодовали по поводу чрезмерно мягкого приговора организатором выставки. Им даже условный срок, который мог как-то сдержать дальнейшие оскорбления не дали. Небольшой штраф. Мадагаскарские тараканы, выпущенные сторонниками организаторов выставки в Таганском суде, стоили дороже, чем штраф.

Надо сказать, что приговор светского либерального общества был практически однозначным - этот суд - позор для православия. Но, если православные признают, что суд организовали темные мракобесы далекие от православия, то мы простим вас и допустим в круг приличных людей. Некоторые православные так и сделали.

Однако наиболее ответственные из православных публицистов честно пытались осмыслить эту проблему - светский суд за оскорбление религиозных святынь и зашли в явный тупик. Естественно, все православные высказались в том ключе, что выставки подобной "Зарпетному искусству" - это крайне вредное явление, ломающее об колено все культурные табу "Действительно, если можно смеяться над мученически распятым человеком, почему нельзя смеяться над умершими в газовых камерах. Только объявление повесить - здесь прикалываются над Вашими родственниками, убитыми в Бабьем Яру; если Вас это не забавляет - Вас никто не неволит ходить на выставку (или в интернет, где все веселые картинки тут же появятся)".

Но как только заходит речь конкретно о процессе и конкретно, о сроке даже на самых честных и умных православных находит спасительная немота. Тот же Сергей Худиев заявил что штраф - лучший из возможных исходов. То есть - заплати и лети. Штраф в данном случае не наказание - а поощрение. Но признать необходимость реального срока, значит пойти вразрез с тем образом мягкого Православия, побеждающего исключительно своей внутренней красотой, который ответственные православные эссеисты формировали своим творчеством. В этом образе нет ничего плохого, за исключением того, что при решении данной проблемы он оказывается недостаточным. Обозреватель журнала "Фома" честно пытался поговорить о процессе и сроки, но признал свое поражение

"Для христиан сейчас не самое лучшее время, чтобы смиряться и не сопротивляться перед явным кощунством и глумлением. Мы - тоже члены общества, и с нами тоже надо считаться. И за свои права мы тоже должны бороться. Суд, по идее, для того и существует, чтобы защитить права граждан. Лучшего механизма защиты цивилизация не придумала. Альтернатива суду - только самовластье деспота, который может проявить милосердие, а может, под настроение, и в кипятке сварить.

Но если рассуждать неформально - то придётся вспомнить, что происходит сейчас с нашей страной, в каком глубоком месте находятся все её государственные институты. В том числе и суд. Обращаясь в него, тем самым декларируешь ему доверие, начинаешь играть в навязываемую тебе игру. А тем самым - принимаешь на себя моральную ответственность за все непотребства нашей судебной системы.

Я действительно не готов сказать, как с моральной точки зрения правильнее - судиться, или не судиться. Однозначного, общего решения не вижу. Но сам бы я, на месте людей из организации «Народный собор», не стал обращаться в суд. Сейчас это слишком обоюдоострое оружие. Бороться надо, но не используя запрещённые приёмы. А как? Не знаю".

Кажется, что их этого тупика нет выхода. Усилия по судебному преследованию кощунников разрушают весьма привлекательную миссионерскую модель Церкви. Решение о том чтобы оставить кощунников в покое провоцирует слом культурных табу, которые могут ударить по Церкви, да и по всей России самым неиллюзорным способом. "Если будет обвинительный приговор, то я съ..ваю из с...ной Рашки, убив с..го попа и спалив с..ную церковь" (из интернета)

Кроме того, обвинительное заключение суда подразумевают тот факт, что пострадавшими являются все верующие независимо от того, посещали ли они выставку или нет. Должен ли верующий автоматически обижаться от того, что некие граждане где-то устроили междусобойчик с показом кощунных объектов? В осмыслении этой проблемы и кроется некое приемлемое ее решение. Арсений Хахалин, ученый, живущий в США, пишет, что его коллеги-христиане не видят в обвинительном приговоре ничего экстраординарного, потому что это обычная практика в США, по поводу которой никто не закатывает истерик о возвращении средневековья. Там часто проходят подобные выставки и по поводу каждой активисты-христиане немедленно подают в суд "И вот дальше интересно. Если это частная галерея - то они всегда проигрывают. А вот если эта галерея имеет хоть какое-то финансирование от государства (на уровне штата, или через какой-нибудь федеральный грант) - то как правило "оскорблённые" выигрывают процесс! Потому что если вы используете деньги налогоплательщиков, то, будьте добры, не оскорбляйте тех, кто вас кормит".

Где происходила выставка? В Сахаровском центре. Получал ли Сахаровский центр государственные гранты? Вопрос риторический.

При введении подобной практики любой выставочный центр стократно подумает - устраивать ли такую выставку, если под угрозой окажутся гранты. Если это будет означать неотвратимое обвинение и не на расплывчатом основании того ходил ли кто-то на выставку или не ходил, а на вполне обоснованном возмущении налогоплательщика является ли он верующим или нет.

 

См. в "Русском Обозревателе"

Дело Самодурова-Ерофеева: важен сам факт судебного решения

Тараканы - против осуждения Самодурова и Ерофеева!

«Самодуровщину» оценили в 200 тыс. рублей, «ерофеевщину» - в 150 тыс.

Ерофеев и Самодуров могли бы сгодиться на обмен

Ю. Самодуров признаёт своё поражение

 

3. Футболку с надписью "Православие или смерть!" требуют признать экстремистской.

Соответствующее исковое заявление поступило в Люблинский районный суд Москвы от Люблинской межрайонной прокуратуры 12 июля. После процедуры экспертизы будет возбуждено уголовное дело.

Такие футболки носят многие православные. В том числе и музыканты Константин Кинчев и Станислав Батренев.

Слова "Православие или смерть" являются девизом православного греческого монастыря Эсфигемен. Когда турки принуждали их отречься от Христа - они отвечали им - "Православие или смерть", подразумевая, что они готовы умереть за свою веру. Однако прокуратура, вслед за антиклериалами вполне может экзотически расшифровать лозунг как угрозу убийством за неправославие. Так же как Владимирская прокуратура расшифровала слова Евангелия об одной истинной Церкви как пропаганду превосходства. То есть от приговора по поводу православной футболки, которую в прокуратуре поняли не так, до приговоров за хранение Евангелия, которое в прокуратуре поняли расстояние весьма малое, если оно вообще есть.

Очень странно, что официальные православные структуры обходят такие эксцессы молчанием, мол, не царское это дело.

Но в случае начинающегося футболочного процесса есть вполне отрадный факт - за лозунг "Православие или смерть" вступился епископ Сыктывкарский Питирм. Это первый в истории современной России случай, когда епископ защищает православную точку зрения по делу об экстремизме. «Надпись сия отнюдь не "экстремистская". Без святого православия нам и правда смерть! - пишет владыка Питирим на епархиальном сайте в ответ на вопрос одного из верующих. -  Более того, считаю, что русская православная символика должна быть везде. Это куда полезнее ныне, в России, нежели чем пропаганда всего заморского и низменного, охватившая и всех, и вся!»

 

См. в "Русском Обозревателе"

Православную футболку обвиняют в экстремизме

Епископ Питирим выступил в защиту лозунга «Православие или смерть!»

 

4. В преддверии Царских дней 16-17 июля Екатеринбургская епархия сменила таблички с советскими названиями улиц на храмах города.

Храмовый комплекс на месте расстрела Царской семьи украсился табличкой Святой квартал 1а, вместо - "улица Толмачева" и "улица Карла Либкнехта" Храм на улице Карла Маркс получил табличку "улица Соборная"

По этому поводу выразили возмущение городские власти. "Мэрия намерена привлечь епархию к ответственности - за «партизанское изменение городской топонимики» говорится в официальной городской газете "Вечерние Ведомости"

 

Пресс-секретарь мэрии Константин Пудов сделал ряд громких заявлений, угрожая епархии уголовным и административным преследованием. Он сравнил деятельность Церкви и хулиганскими граффити - "Я не хотел бы, чтобы на моем подъезде появилось подобное творчество. В данном случае инициатива епархии сопоставима с деятельностью городских художников-граффитчиков".

Такие пренебрежительные высказывания по адресу православной церкви являются фирменным знаком администрации Екатеринбурга. В апреле этого года при полной поддержке мэрии состоялся антиклерикальный митинг с лозунгами вроде "Храм в топку". И вообще антицерковная риторика часто используется в сиюминутной политической борьбе городских политиков с областными и федеральными властями. Любое действие епархии уже много лет сопровождается саркастическими и издевательскими комментариями промэрских СМИ.

См. в «Русском Обозревателе»

Казаки: опорный край России не должен носить имя палача

 

5 Пожар в научно-реставрационном центре им. Грабаря уничтожил редчайшие православные иконы

"На реставрации у Грабаря находятся уникальные древнерусские иконы XV-XVII веков, плащаница ХVI века. Только одна икона Рождества оценивается в 12 миллионов евро", - сообщила заведующая научно-фондовой работы Псковского музея Ольга Васильева.

По предварительной версии пожар возник по вине рабочих чинивших крышу центра Грабаря с помощью паяльных ламп.

Как известно реставраторы икон в своем большинстве крайне негативно относятся к предложению Церкви передать в храмы иконы, изъятые в годы советской власти и осевшие в запасниках музеев и реставрационных мастерских. Они утверждают, что Церковь не сможет сохранить эти иконы, и в храмах они будут эксплуатироваться неправильно.

Давайте почитаем откровения Адольфа ОВЧИННИКОВА, художника-реставратора высшей квалификации центра им. Грабаря опубликованное в Московском Комсомольце в статье "Крест на музейном деле. Передача раритетных экспонатов церкви может привести к необратимым последствиям" от 27 января 2010 года

"- В РПЦ нет ни намека на профессиональную службу хранения. Иконы там погибают. А то, что напортачат церковники, нам, реставраторам, приходится переделывать годами. А принцип музейной сохранности такой: ежедневно в помещении, где хранятся предметы искусства, контролируется температурный режим. Хранители и реставраторы-врачеватели осматривают предметы, и не дай Бог обнаружится хотя бы минимальное изменение цвета на миллиметровом участке, к примеру, иконы... 

Сегодня почти во всех церквах лампады горят так близко к иконам, что просто обжигают их. Но мысль расположить лампадки чуть дальше от образов старостам или священникам в головы не приходит".

То есть, Церковь, столетиями воспитывавшая мастеров-иконописцев, оплачивающая написание икон, своими молитвами освятившая их, является в глазах реставраторов гадкой, плохой и не способной позаботиться об иконах. А реставраторы, запустившие на крышу здания, набитого иконами, гастарбайтеров с паяльными лампами, позаботятся об иконах лучше кого бы то ни было. Ну, ну.

 

См. в "Русском Обозревателе"

Когда идея сохранности икон стала фетишем - Бог уничтожил иконы

 

6. Состоялось архиерейское совещание по итогам первого этапа эксперимента по преподаванию в школах основ религиозной культуры

Совещание состоялось 16 июля 2010 года в Красном зале палат Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На совещании присутствовали все архиерей тех регионов, где проходит эксперимент.

Такой высокий уровень мероприятия говорит о предельной важности для Церкви благополучного проведения эксперимента и скорейшего внедрения его во всех регионах. Это единственный случай в новейшей истории Церкви, когда архиереев собирали в Москве и конкретно разбирали их успехи и неудачи в осуществлении духовно-воспитательного проекта! Совещание рекомендовало "епархиальным архиереям уделять первостепенное внимание участию в апробации курса при непосредственном взаимодействии с ОРОиК Русской Православной Церкви".

Нередко слышаться высказывания, порой принадлежащие православным людям, о том, что преподавание православия в школе светскими учителями отобьет у ребенка интерес к религии так же, как изучение в школе классической литературы отбивает желание ее читать. Но суть преподавания ОПК в школе не совсем в том, чтобы непременно вызвать интерес к Православию. Эта составляющая желательна, но она целиком зависит от личности преподавателя. Главная цель в том, чтобы ребенок воспринимал религиозную картину мира без атеистического предубеждения, так же как люди воспитанные в школе воспринимают классическую литературу как несомненную основу русской культуры.

 

7.Православные из Сербии написали икону священника Даниила Сысоева, а православные американцы хотят построить храм в его честь. 

Диакон Юрий Максимов, близкий друг священника Даниила Сысоева, убитого исламским фанатиком прямо в храма в центре Москвы, пишет в своем блоге "Сегодня прислали мне с Балкан написанную там икону о. Даниила Сысоева, что для меня было большой неожиданностью. Написана качественно, портретного сходства немного, но видно, что сделано с большой любовью.

А недели две назад написали верующие из Америки, которые в своём городке основали приход и имеют надежду построить церковь, которую хотят посвятить во имя священномученика Даниила. "Мы знаем, что он ещё не канонизирован, но уверены, что это дело времени". Вообще мне уже доводилось сталкиваться с такой практикой - в Африке есть православный храм в честь старца Паисия Святогорца, хотя он тоже ещё не причислен к лику святых".

 

Напомним, что святость мученика свидетельствуется только самим фактом его смерти за Христа. о.Даниил Сысоев убит исламским фанатиком за обращение в христианство мусульман. Ему неоднократно угрожали смертью за эту деятельность, но он не мог нарушить слова Христа "Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа".

Так что без всяких дополнительных исследований и проволочек можно канонизировать убиенного священника Даниила Сысоева как священномученика в любое время.

 

8. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул важность христианских корней для отношений России и Германии

15 июля 2010 года в заключительном пленарном заседании форума «Петербургский диалог» приняли участие Канцлер ФРГ А. Меркель и Президент России Д.А. Медведев. В своем выступлении глава Российского государства, в частности, сказал: «Очень важным является диалог духовный. И в российском, и в германском обществе существуют ценности, основанные на христианских корнях, которые и далее будут объединять нас».

 

В форуме, прошедшем в г. Екатеринбурге принимал активное участие глава ОВЦС митрополит Иларион Алфеев, возглавлявший рабочую группу форума "Церкви в Европе"

В основном, рабочая группа, состоящая из российских и немецких специалистов, анализировала опыт Германии и России в преподавании религиозных знаний в средней школе. В Германии такое преподавание является традиционным и является хорошо отлаженным процессом, идущим в тесном сотрудничестве конфессий, общества и государства. Такая модель является почти недостижимым результатом для России, потому что преподавание религии ведется в формате эксперимента в нескольких регионах (среди которых и Свердловская область) и вызывает большое противодействие общества.

Отмечая важность работы секции «Церкви в Европе» в рамках форума «Петербургский диалог», первый заместитель председателя правительства России В.А. Зубков подчеркнул, что модернизация общества находится, в частности, в прямой зависимости от духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а будущее невозможно без опоры на традиционные ценности. Он также информировал присутствовавших о поддержке участниками рабочей группы «Церкви в Европе» введения преподавания религиозных традиций в школах России.

 

8.5. Фэйковая новость о том, что протоиерей Всеволод Чаплин предложил внести в Уголовный Кодекс наказание за ересь, вызвала панику в интернете.

«На прошлой неделе мы обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову и премьер-министру Владимиру Владимировичу Путину с инициативой внести поправки в Уголовный кодекс и добавить туда такое серьезное преступление, как «ересь», - рассказал протоиерей. - Наше предложение нашло полное понимание у властей и скоро будет реализовано». По словам протоиерея, всем современным еретикам за любые формы противодействия Православию будет грозить от 4 до 6 ти лет колонии строгого режима с конфискацией имущества". гласит новость опубликованная на сайте smixer.ru

Несмотря на то, что сайт прямо предупреждает о том, что его материалы не имеют ничего общего с действительностью, эта новость была перепечатана многими блогами, онлайн-версией газеты "Аргументы и факты" и даже сайтом "Русская Линия".

Это осталось бы смешным казусом, если бы не опровержение со стороны главы синодального отдела по взаимодействию с обществом о.Всеволода Чаплина.

"Те, кто это опубликовал, делают оговорку, что любое сходство их материалов с существующими лицами и фактами, не более чем обычное сходство. Однако, в данной ситуации упоминание имени является правонарушением в любом случае, даже если кто-то пытается сделать довольно беспомощную оговорку. О. Всеволод Чаплин также сказал, что подумает, будет ли он подавать в суд на распространителей такой информации".

 

Уголовное преследования за анекдоты - это классика тоталитаризма. А новость смиксера это ни что иное как анекдот. Да, жесткий, неприятный, но каким еще быть политическому анекдоту? Если явно гротескная новость об уголовном преследовании за ересь о. Всеволод посчитал ущемляющей репутацию Православию, то насколько ее может ущемить уголовное преследование за антиправославные анекдоты?

Естественно, все это не отменяет того факта, что сочинители фэйка поступили весьма дурно. Кроме того, вполне допустимым, в этом контексте будет инициирование судебного процесса против газеты "Аргументы и Факты", которая опубликовала новость, не упоминая о её фейковости. Правда, после этого всё положительное отношение к православию, которое сложилось в этом издании, вряд ли останется таковым.

Русский обозреватель

Поделиться
Комментировать