Живая очередь к человеку-легенде

5 ноября ярославцы в Доме офицеров простились с Федором Ивановичем Лощенковым - первым секретарем Ярославского обкома КПСС с 1961-го по 1986 год.

Перечислять все заслуги Федора Ивановича перед нашим городом, наверное, не имеет смысла. Это человек-легенда, о котором будет помнить не одно поколение ярославцев. Несмотря на почтенный возраст - Федору Ивановичу было девяносто четыре года, он частенько приезжал в нашу область, очень любил не по одному разу в год отдыхать в санатории «Золотой колос», с удовольствием бывал на набережной в Ярославле, всегда очень искренне и по-доброму беседовал с людьми.  

Казалось, время не властно над ним: даже в дни, когда неважно себя чувствовал, Лощенков старался не унывать, выглядел бодро, подтянуто, изо всех сил цеплялся за жизнь. В последнее время его нередко видели у Волги: Федор Иванович неспешно прогуливался по набережной, и, узнав его, прохожие спешили поздороваться, поблагодарить за все хорошее, что он сделал для развития Ярославля.

Журналистам «Золотого кольца» удалось дважды в неформальной обстановке беседовать с Федором Ивановичем. И обе памятные встречи произошли в санатории «Золотой колос», где Лощенков находился на лечении. Он много рассказывал о себе, своей работе, переживал за родной город, вспоминая о том, как несладко было россиянам в смутные годы перестройки. От души радовался всему хорошему, что сделано за последнее десятилетие. Шутил, рассказывая про то, как встречал в Ярославле Никиту Хрущева, какой аврал случился тогда и как директора заводов выкручивались из различных нелепых ситуаций.

- Когда Никита Сергеевич уехал, напряжение спало и все вздохнули облегченно. А один мой товарищ, глядя вслед правительственному кортежу, смеясь, заметил: «Лучшая пыль - это пыль из-под колес отъезжающего начальства». Эту актуальную фразу я запомнил навсегда, - вспоминал Федор Иванович.

Он очень переживал смерть любимой жены Веры, говорил, что впервые в жизни почувствовал острое одиночество, несмотря на то что всегда оставался человеком публичным. Был счастлив, когда зашла речь об успехах его дочерей. Делился рецептами любимых блюд: он был непритязателен в еде - обожал картошечку с грибочками, соленые огурчики, жареную курицу, салаты, щи, борщ, которые готовила ему супруга. А еще любил охоту и рыбалку, но сетовал, что отдохнуть по-хорошему в период работы в обкоме доводилось нечасто.

Федор Иванович был мудрым и добрым человеком, талантливым и требовательным руководителем. Кое-кто недолюбливал его, зубоскалил, называл «царем Федором Иоанновичем». Находились и такие, кто еженедельно строчил в Москву жалобы: дескать, разберитесь-ка с первым секретарем, что-то он зарвался... Время примирило всех. И сегодня о Лощенкове вспоминают лишь с теплотой и огромным уважением.

В последний раз с Федором Ивановичем мы встречались в августе прошлого года. Тогда в санатории «Золотой колос» он с удовольствием присоединился к компании журналистов «Золотого кольца», посидел с нами на берегу Волги, отведал нехитрой закуски и даже выпил пару рюмочек водочки. Запросто. Без лишнего пафоса и кичливости. Он вспоминал коллег по работе, товарищей по партии, свои встречи с горожанами, острые и веселые моменты. Как будто подводил некий итог жизни...

Каждый визит Федора Ивановича Лощенкова в Ярославскую область был событием. И эти события навсегда останутся в нашей истории. Проститься с человеком-легендой пришли многие горожане. Живая очередь к его гробу тянулась несколько часов. Он любил Ярославль и умер в Ярославле. Наверное, это символично. А похоронят Федора Ивановича на Троекуровском кладбище в Москве, где уже лежит его супруга.

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать