ВУНДЕРКИНД ИЗ ПЕРЕСЛАВЛЯ ЛЕТИТ В ЮАР

В нынешнее воскресенье мощный авиалайнер унесет команду школьников из России на самый юг африканского континента, в ЮАР, где состоится Международная естественно-научная олимпиада школьников. В составе российской команды из шести человек будет и девятиклассник гимназии из Переславля Максим Дидин.
МАКСИМ с детства рос большим умницей. Шевелить мозгами он начал в столь раннем возрасте, что среди ровесников слыл вундеркиндом. Он еще ходил пешком под стол, а уже страшно влюбился в цифры. И готов был считать всех и вся. Счет доставлял карапузу такое удовольствие, что, оказавшись с мамой  в автобусе или маршрутке, он тут же принимался всех пассажиров считать по головам. В этом же возрасте, едва выпрыгнув из ползунков, малыш легко и непринужденно сложил свой первый в жизни Никитинский квадрат - логическую игрушку, собрать которую и некоторым взрослым бывает не под силу. А восторженная мамина похвала так окрылила кроху, что он с азартом принялся за новые квадраты. Все более сложные и сложные.
Быть умным и толковым Максиму было в кого. Папа - физик, выпускник МФТИ, мама окончила математический факультет МГУ.
И еще до его рождения родители были едины во мнении - прежде всего ребенка надо научить мыслить. И чем раньше, тем лучше.
- Во время учебы в физтехе мне попадались такие задачи, что их приходилось решать днями, неделями, месяцами. И я пытался понять, почему сложно учиться. Ведь при другом уровне мышления их можно было бы решить за несколько минут. И пришел к выводу: тренировать мозги надо с самых юных лет. Прежде чем давать ребенку какие-то знания, надо научить его думать. А в наших школах процесс образования все больше идет в обратную сторону. Все меньше развивающих занятий и все больше желания впихнуть в учебники и в головы учеников как можно больше знаний. Но если не умеешь думать, то их и применить нельзя, - делится своими мыслями папа Максима Александр Владимирович.
В два годика Максим уже читал. В три стал играть с отцом в шахматы, а в пять лет нанес ему сокрушительное поражение. Причем свою первую в жизни победу в честном шахматном поединке Максим одержал в святой для страны день - 9 мая. 
Но и в другой игре под названием «математика и физика» симпатичный малыш делал поразительные успехи. К примеру, к двоичной системе счета Максим пришел во время прогулки с отцом, когда, поднимаясь по ступенькам, последний ненароком спросил:
- Максим, ты уже знаешь, что люди придумали десятичную систему счета потому, что у них на руках десять пальцев. А как ты думаешь, как  считали бы лошади, у которых на руках два пальца?
- 0, 1, 10, 11, 101... - тут же ответил сообразительный малыш.
Уже до школы Максим как семечки щелкал систему уравнений с тремя неизвестными, а после недели серьезных раздумий и череды наводящих вопросов к отцу самостоятельно вывел уравнение движения планет. 
И конечно, начальная школа по юному Лобачевскому явно не скучала. Но он все же пошел первый раз в первый класс. Хотя отец был против. Но Ольга Викторовна в душе лелеяла мысль, что сын будет поближе к сверстникам. К тому же при всех продвинутых математических способностях и умении читать с двух лет Максим умел писать только печатными буквами, и она надеялась, что сын обучится в школе правописанию.
Но мечтать оказалось не вредно. Для Максима первые дни, проведенные в школе, стали сплошным недоразумением. Шустрый непоседа-вундеркинд при виде одноклашек, обучающихся писать палочки, впервые в жизни не мог понять, как он здесь оказался. И от скуки вел себя так, что уже через неделю учительница, не готовая к встрече с одаренным ребенком, взмолилась: «Заберите ребенка. Я не могу с ним. Мне тяжело». И всю начальную школу юный рыцарь науки учился экстерном. Уже в конце сентября он перешел во второй класс и стал появляться в гимназии один раз в четверть для сдачи экзаменов.
Сегодня Максим Дидин учится в девятом классе гимназии. Любит географию, биологию. Обожает историю и тайком от родителей прочитал всю карамзинскую «Историю государства Российского». Врожденная грамотность заставляет его скучать на уроках русского. Риторика и словесность убивают. Английский приводит в трепет и содрогание.
- Очень сложно. Гораздо сложнее математики, физики и химии, вместе взятых. Там такие правила и столько слов надо запоминать! - говорит Максим и хватается за голову.
- Неужели в физике ничего не надо запоминать?
- Там не нужны знания, надо просто понимать, что происходит.
А в целом учеба сына заставляет сильно переживать Александра  Владимировича. По его мнению, школа, домашние задания, рутинные предметы с никому не нужными конспектами на полтетради убивают время, которое можно использовать для умственного развития.
- Знания, которые они там получают, не стоят такой жертвы. Это знания вчерашнего, позавчерашнего дня, многие из которых всю жизнь будут лежать мертвым грузом. Они никуда не ведут. Школа должна учить детей самостоятельно добывать новые знания. А не использовать старые. Однажды я ехал из Москвы домой, а за окном огромная луна. Рядом со мной сидел мальчик, и я спросил его: «Ты знаешь, что такое луна?» - «Нет, - ответил он мне. - Но у нас в школе есть хороший учитель физики, и, когда я буду учиться в пятом классе, я буду все знать». Этот подход меня поразил. Мальчик, скорее всего, неплохо учится в школе. Но ему лень хоть немного пошевелить мозгами. Его приучили, что в школе ему все разжуют и в рот положат. А его дело маленькое - запоминать. И в этом нет особой вины педагогов. В своей работе они руководствуются учебными программами. Есть неправильное понимание в бюрократической среде подходов к системе образования.
Из всех уроков, которые Максим Дидин по-прежнему никогда не посещает, остаются математика и физика. Он осваивает эти науки в кружках дополнительного образования, один из которых ведет в гимназии бывший преподаватель московской физико-математической  школы  Владимир Трушков. И, конечно же, первым и самым главным его учителем остается отец.
С прошлого года Максим начал участвовать в школьных олимпиадах. Занял первое место в области по математике и физике и второе - по химии. Стал призером Всероссийской олимпиады по физике. Решил все восемь задач. Но не хватило одного балла, чтобы стать победителем. Подвел маленький опыт в эксперименте.
Этим летом и осенью талантливый парень из Переславля прошел жесткий отбор для участия в международной олимпиаде юниоров в ЮАР. После первых тренировочных сборов в Долгопрудном на базе МФТИ из 24 будущих Лобачевских, Менделеевых и Вавиловых осталось 12 человек. После вторых - шесть самых одаренных детей со всей матушки России. Среди них и переславец Максим Дидин. И нам ничего не остается, как пожелать ему и всей команде русских школьников удачи в трудной борьбе с китайцами, тайваньцами, вьетнамцами и индусами в далеком южноафриканском Дурбине.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать