Встречный взрыв

В зале прилета Домодедово совершен теракт

35 человек погибли и еще более 150 получили ранения в результате теракта, который вчера был совершен в аэропорту Домодедово. Попасть в аэропорт террористу-смертнику не составляло никакого труда — на его пути не оказалось даже работающего металлодетектора. По предварительной версии следствия, террористическая атака связана с последними событиями на Северном Кавказе. Как неоднократно рассказывал "Ъ", с начала января там проходят масштабные спецоперации по уничтожению ваххабитского бандподполья.

Десять килограммов тротила и поражающих элементов

Мощный взрыв прогремел в 16.32 в зоне прилета аэропорта. Сила взрыва была такова, что в здании обрушились подвесные гипсокартонные потолки, снесло перегородки, были оборваны телефонные провода и электрические кабели. Мгновенно погас свет, а все помещение заволокло удушливым, едким дымом. "Мы как раз получали багаж и уже направлялись к выходу, когда раздался взрыв",— рассказывает Максим, прилетевший из Дюссельдорфа. Сам он не пострадал, но находится в глубоком шоке от увиденного: "На полу лежали разорванные куски тел, все было залито кровью". Таксист Михаил, встречавший клиента в зоне прилета с табличкой в руках, рассказал "Ъ", что видел только вспышку и выброс дыма. По его словам, от летевших осколков его невольно закрыли другие люди, которые были ближе к месту взрыва. "А меня на улицу буквально вынесла толпа людей, убегавших из аэропорта",— рассказал он.

По сообщению Минздравсоцразвития РФ, в результате взрыва погибли 35 человек, еще не менее 150 получили ранения и контузии. Причем 20 раненых находятся в очень тяжелом состоянии. Пока не подъехали скорые и спасатели из Домодедово и Москвы, раненых с места взрыва выносили на руках и вывозили на багажных тележках. Первую помощь им оказывал врач из медпункта аэропорта, белый халат которого уже через пару минут стал красным от крови. "Это был какой-то ад,— сказал "Ъ" грузчик, участвовавший в эвакуации пострадавших.— Одного мужчину повезли к выходу, потом кто-то сказал, что там остались его ноги... До приезда врачей он не дожил..."
Как сообщил "Ъ" официальный представитель следственного комитета России Владимир Маркин, по факту происшедшего возбуждено уголовное дело по ст. 205 УК РФ ("Теракт"). По предварительным данным следствия, мощность бомбы, взорвавшейся в аэропорту, была эквивалентна 7-10 кг в тротиловом эквиваленте. Взрывное устройство имело самодельные поражающие элементы: гайки, болты, шарики из подшипников. Они разлетелись на десятки метров, нанося смертельные ранения пассажирам аэропорта и встречавшим их людям.
Бомба, по данным следствия, была доставлена в аэропорт не в багаже кого-то из прилетевших пассажиров, а занесена с улицы. Источники "Ъ", близкие к следствию, рассказали, что террорист-смертник проник в аэропорт со стороны стоянки автотранспорта, где вход даже не был оборудован металлоискателями. Затем он поднялся на лифте на второй этаж, где расположен зал прилета, и привел в действие бомбу, которая была у него, по предварительным данным, в сумке. Взрыв прогремел, когда террорист находился возле толпы встречающих прилетевших пассажиров недалеко от "Азия кафе".
От самого террориста осталось немного: голова, как говорят следователи, в принципе пригодная для опознания, и рука. По предварительным данным, это был кавказец или араб, которому на вид 30-35 лет. Впрочем, голова обгорела и деформировалась от взрыва, поэтому у участников расследования больше надежды на записи камер видеонаблюдения, с помощью которых предполагается создать более четкий портрет преступника и определить его возможных сообщников. Вечером уже появилась информация о том, что СКР и милиция по делу о теракте разыскивают трех человек. Предполагается, что они привезли исполнителя взрыва в аэропорт и, что называется, довели до цели.
Предполетный просмотр
Президент РФ Дмитрий Медведев распорядился вчера ввести особый режим безопасности во всех аэропортах, аэровокзалах и транспортных узлах. По его словам, происшедшее в Домодедово свидетельствует о том, что не все законы в области безопасности применяются правильно. Проверять, как в аэропортах действует комплекс мер, направленных на противодействие терроризму, по поручению генпрокурора Юрия Чайки будет транспортная прокуратура.
Вчера, побывав в Домодедово, где только что был совершен теракт, корреспондент "Ъ" убедился в том, что ни о каком комплексе мер говорить не приходится. Проверки людей, входящих в здание аэропорта с использованием рамок металлоискателей и рентгенустановок для досмотра багажа начались только после теракта. Однако это создало такие очереди, что многие прорывались и без досмотра. В общем, ничто не мешало очередному террористу уже, например, со взрывчаткой на теле, снова устроить взрыв в Домодедово.
Напомним, что наиболее известная атака террористов на транспорте была организована Шамилем Басаевым и проведена как раз через аэропорт Домодедово 24 августа 2004 года (подробнее см. справку).
После того теракта в России были ужесточены меры безопасности на транспортных объектах, в том числе в аэропортах. Но если пронос взрывчатки в сами самолеты был практически исключен, то аэропорты, в которых лишь установили металлоискатели и усилили досмотр пассажиров уже перед вылетом, как показал вчерашний случай, так и остались незащищенными.
"Произошедшее в Домодедово лишний раз доказывает, что мы были и остаемся правы, когда пытаемся доказать в суде вину службы безопасности аэропорта,— сказала "Ъ" член волгоградской организации "Взорванные судьбы" Марина Баренбойм, потерявшая в авиатеракте 24 августа мужа.— Но доказать очевидное, оказывается, очень трудно. Еще в 2004 году члены нашей организации подали иск в суд с требованием признать службу безопасности виновной, и до сих пор судимся, нам отказали во всех первых инстанциях. Нам объясняют, что полный досмотр невозможен, что нет каких-то приспособлений, инструментов и что служба безопасности выполнила все согласно инструкциям... Но почему в аэропортах других стран такие службы работают качественно, а у нас не могут?"
Кавказский след
По сведениям "Ъ", готовиться к терактам в Москве спецслужбы начали еще с Нового года. Повод появился после того, как 31 декабря взлетел на воздух небольшой дом на территории стрелкового клуба на улице Головачева. При взрыве погибла женщина, муж которой отбывает срок за участие в незаконных бандформированиях, а ее подругу, уехавшую в Волгоград Зейнат Суюнову, вскоре задержали. Как выяснилось, лидеры боевиков отправили девушек в столицу для совершения терактов в новогоднюю ночь, но из-за неосторожного обращения с бомбой одна из них взорвалась раньше времени. В ходе дальнейшего расследования удалось выяснить, что за готовящейся акцией стояли ваххабитские амиры из Дагестана. С начала этого года против них было проведено несколько успешных операций. В ходе последней из них, как сообщал "Ъ", в минувшую пятницу был уничтожен лидер диверсионной группы из Кизляра Пахрудин Гаджиев, как раз разыскиваемый за организацию двойного теракта с использованием смертников в этом городе в марте прошлого года, жертвами которого стали 12 человек. Не исключено, что к Новому году в Московский регион приехала не одна, а сразу несколько групп со смертниками. Вторая и провела акцию вчера.
По версии экспертов, опрошенных "Ъ", вчерашний теракт также, скорее всего, был подготовлен северокавказским бандподпольем. В частности, заместитель руководителя комитета по безопасности Госдумы РФ Магомед Вахаев не исключил, что за взрывом в аэропорту Домодедово могут стоять представители так называемого имарата Кавказ (к ним относился и уничтоженный Гаджиев). "Это могла быть реакция на серию успешных операций наших силовиков в Дагестане и Ингушетии, в ходе которых были уничтожены и пойманы видные лидеры этой террористической организации",— заявил вчера "Ъ" депутат.
В этой связи другой заместитель руководителя того же комитета, Геннадий Гудков, отметил, что если раньше организаторы терактов долго искали смертников, а потом готовили их месяцами, то теперь "на Северном Кавказе очередь из смертников стоит, готовых взорвать себя где угодно". Причины такого положения Геннадий Гудков видит прежде всего в неэффективной работе правоохранителей. "Они думают, что безопасность можно повысить увеличением блокпостов, паспортным контролем и постоянным шмоном, но это не так. Главное — это агентура, но она-то и не сработала",— сказал он. При этом господин Гудков не считает, что теракты в аэропорту связаны с успехами антитеррористической борьбы на Северном Кавказе в последнее время. "Успехи деморализуют противника,— заметил господин Гудков.— Но этого и не видно, значит, и успехи в борьбе были дутыми". В свою очередь, советник председателя Конституционного суда России, бывший глава российского бюро Интерпола генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский считает, что ответственность за теракт должны нести не только силовики, но и администрация Домодедово. "Террористы могли видеть, какой бардак царил в Домодедово накануне Нового года, поэтому и выбрали его в качестве мишени",— отметил господин Овчинский.
Олег Рубникович, Александр Жеглов, Алексей Соковнин, Муса Мурадов; Елена Завьялова
Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать