Ты можешь лидером не быть...

Ярославская аспирантка получила золотую медаль Министерства образования и науки РФ за исследование психологии промоутеров


Люди, которые подходят к прохожим на улицах с рекламными листками или вопросами: «Здравствуйте! А вы курите? Пользуетесь продукцией такой-то фирмы?», называются промоутерами. Они должны привлекать внимание к рекламируемой продукции, но это не каждому дано. Один – прирожденный актер и так вручает листовку, что сразу хочется купить даже ненужный тебе миксер. А другой своим угрюмым видом отобьет всякое желание подходить к магазинам «его» фирмы. О том, кто может быть промоутером и какими психологическими качествами должен обладать такой человек, Екатерина Сюртукова задумалась еще на третьем курсе и этой теме посвятила сначала курсовые работы, а потом и диплом.
Лидер или слабое звено?
Катя обратилась к топ-менеджерам рекламных агентств с просьбой назвать качества характера, которые они более всего ценят в своих подчиненных. Большинство менеджеров считали, что их работники должны быть харизматичны, обаятельны, активны, энергичны, общительны, должны уметь легко устанавливать контакты, грамотно вести диалог. А еще быть ответственными, дисциплинированными и хотеть работать.
Затем девушка попросила менеджеров оценить по данным качествам своих промоутеров.
Катя получила оценку почти ста человек. Из них выбрала сорок: двадцать тех, кого начальники оценили высоко, и двадцать, получивших низкие оценки. Затем к «менеджерским» качествам она добавила еще те черты характера, которыми, по мнению психологов, должны обладать работающие с людьми: эмоциональную устойчивость, открытость, гибкость, консерватизм, самодостаточность, самоконтроль, креативность, умение работать в команде. Опираясь на все эти данные, Екатерина проверила промоутеров. И каково же было ее удивление, когда выяснилось, что отмеченные девушкой качества характера у всех сорока промоутеров развиты примерно одинаково! Значит, они не играют прин­ципиальной роли?
Играют. Но только не в отдельности. Допустим, если человек и активен, и энергичен, но не умеет строить диалог, хороший промоутер из него вряд ли получится.
«Одиночкам» вход запрещен
Лишь две позиции у хороших и плохих промоутеров разнились прин­ципиально: у лучших из них обнаружились стремление работать в команде и творческий подход к делу, худшие же оказались педантами с психологией «одиночки».
Выяснилось, что цельные, самодостаточные, зрелые люди на такой работе…малоэффективны! Как раз у них развита модель поведения «одиночки». Для таких людей важнее собственная независимость, самостоятельность в принятии решений – они полагаются только на свои силы. Казалось бы, такие работники – двигатель прогресса в любой профессии. Но вот в качестве промоутера они практически бесполезны.
– Наверное, такая работа – это прежде всего работа команды. Промоутеры обычно трудятся не по одному, к тому же они разделяют и людей, и территорию. Например, один подходит только к женщинам, а другой берет на себя мужчин. Кроме того, промоутеру нужно взаимодействовать и с другими людьми – продавцами, супервайзерами. Самодостаточному «одиночке» такая система, очевидно, не по душе, – считает Екатерина.
Что касается творческого подхода к делу и педантичности, то, как известно, успех в продвижении товара зависит в первую очередь от того, нравишься ли ты людям. Так вот педанты могут сухо раздавать листовки, говорить дежурные фразы, совершенно не заботясь о произведенном эффекте. Зато люди с творческой искрой поразят прохожих своими шутками, экспромтами, эмоциональностью. И в тех местах, где они поработают, будет наблюдаться рост продаж.
По мнению психологов, педантичные люди стремятся брать все под свой контроль. Кроме того, им важно, чтобы место, где они работают, было комфортным, чтобы товар был по душе и его хотелось продавать. А творческим личностям все равно что они рекламируют и где. Им главное – наладить контакт с человеком, реализовать свои творческие способности.
Такие результаты исследования оказались неожиданными и для самой Екатерины. А менеджеров, которые набирали промоутеров по своим представлениям об идеальном работнике, и вовсе шокировали.
На третьем этапе работы Екатерина Сюртукова создала опросник, который позволяет взять на работу идеального промоутера. Она по всем правилам науки разработала вопросы, которые выявляют «одиночек» и командных игроков, творческих людей и педантов. Теперь любой менеджер рекламного агентства, воспользовавшись Катиным опросником, может выбрать хорошего промоутера.
– Рекламные агентства, с которыми я работала во время исследования, уже получили от меня соответствующие рекомендации. Насколько эффективна такая методика подбора персонала – покажет время, – говорит Екатерина.
Будущее – за научными разработками
Наша наука долгое время жила сама по себе и запросы общества практически не учитывала. Не случайно директора фирм, тратящие деньги на заграничных бизнес­тренеров и всевозможные семинары, перестали обращать внимание на внутренние разработки. Но сейчас в России взят курс на сближение науки и бизнеса. В вузах стали создаваться коммерческие предприятия, которые призваны воплощать в жизнь замысел ученых. И то, что исследование Екатерины получило золотую медаль Министерства образования и науки России, неудивительно. Работу Кати можно прямо сейчас применять на практике. Причем рекламным агентствам исследование Екатерины способно принести хорошую прибыль.
А ее опросник, наверное, может работать не только при наборе промоутеров. Возможно, он применим, например, для рекламных агентов и продавцов, которые занимаются, по сути, схожими вещами – дают людям информацию о своем товаре.
– Хоть функции этих профессий и схожие, но моя методика ориентирована только на промоутеров. Опробована на них и для других профессий будет не столь точна. Но разработать подобные тесты для любой категории работников вполне возможно, – считает Катя.
И в самом деле, почему бы не создать подобный опросник для будущих врачей, соцработников, госслужащих, милиционеров? И работодатели, и все мы будем только в выигрыше, если каждый человек займет свое место и будет работать по призванию.
Промоутеры появились в России в начале 90-х гг. прошлого века. Ранее, в условиях товарного дефицита, потребности стимулировать продажи не было. Сегодня промоутерская деятельность активно развивается – в каждом городе работает как минимум 2 – 3 крупных агентства.
Первым, кто оценил оригинальность исследований Екатерины Сюртуковой, был комитет по молодежной политике мэрии Ярославля, который наградил ее в 2007 году дипломом городского конкурса за лучшую студенческую работу. В следующем году Екатерина получила признание и родного факультета психологии, став победителем студенческой научной конференции и заняв второе место на областной конференции «Ярославский край. Наше общество в третьем тысячелетии». А в 2010-м, уже будучи аспиранткой ЯрГУ, Екатерина Сюртукова была награждена золотой медалью Министерства образования и науки России.
Первые коммерсанты использовали одну из самых эффективных форм рекламы – персональное словесное обращение. Площади и улицы древних городов оглашались криками продавцов, обращавших внимание народа на свои товары; зазывал, приглашавших в лавки и на зрелища; официальных глашатаев, объявлявших правительственные указы и постановления. Не случайно слово «реклама» происходит от латинских глаголов «рекламо» – выкрикивать и «рекламаре»– откликаться, требовать.
Городские новости
Поделиться
Комментировать