Туризм пока местного значения

«Это не зоопарк!» – первым делом предупредила меня Надежда Одинцова, директор центра туризма «Романов-Борисоглебск», провожая по заснеженной тропке к хозяй-ственной постройке образца второй половины XIX века, спрятавшейся в глубине двора на улице Луначарского, что на правом берегу Тутаева.
Откровенно говоря, с первого раза понять, что здесь будет, довольно сложно. В очищенном от мусора сарае из калёного красного кирпича уже настелены новые деревянные полы, возводятся перегородки. Пока это всё. Однако Надежда Петровна убеждена, что здесь будет работать наиболее важная часть новой уникальной экспозиции тутаевских краеведов «Живая усадьба XIX века».
В бывшей купеческой конюшне поместят лошадь, «фирменных» романовских овец и... почему-то ослика. В отличие от условий обычного зоопарка туристам здесь будет разрешено не только кормить животных, но и участвовать в запрягании коня, увидеть в непосредственной близости, как стригут овец...
По идее, под одной крышей стоило бы разместить ещё одну представительницу «романов-ского бренда»: знакомую крестьянству всей России чёрно-белую бурёнку, молоком которой можно было угощать гостей. Неизвестно, как посмотрит на это СЭС, однако можно быть уверенными: сам процесс дойки коровы для городских детей из столиц будет увлекательнее, чем вид макаки в привычном зоопарке.
Впрочем, демонстрацией романовской живности организаторы «живой усадьбы» ограничиваться не намерены: в двухэтажном бывшем купеческом особняке, стоящем по соседству, тутаевцы намерены воссоздать быт местного промышленника-овчара. По словам директора департамента культуры, туризма и молодёжной политики Тутаевского района Владимира Фёдорова, вся экспозиция разместится на втором этаже дома, переданного местным властям под эти цели не так давно и в довольно сносном состоянии.
Во всяком случае изразцовая печь, лепнина на потолке и даже двустворчатые двери сохранились. На реконструкцию организаторы «Живой усадьбы» намерены потратить 2 – 3 миллиона рублей. Причём на втором этаже и хозяйственной по-стройке с животными всё не закончится: в перспективе здесь же воссоздадут «девичью светёлку», где местные рукодельницы из только что состриженной «на подворье» шерсти будут прясть пряжу... Пуховые изделия тут же станут продаваться туристам. В полуподвальном этаже сделают чайную с фирменными баранками.
Этнографический туризм – направление в России сравнительно новое. И здесь каждый регион «выкаблучивается» в меру своих возможностей и исторических корней. Например, в Сибири разработали туристическую тропу для «каторжан»...
Однако отрадно, что местные власти и бизнесмены, зарабатывая таким образом деньги, одновременно восстанавливают и порядком разрушенный культурный слой родных мест. И здесь очень важно не скатиться в кич, в лубок и пошлость. То, что это не произойдёт в Тутаеве, начинаешь понимать, когда оказываешься в экспокомплексе «Борисоглебская сторона», находящемся по соседству с ещё только возводимой «Живой усадьбой».
Здесь всё уже поставлено на широкую ногу. Целый этаж бывшей школы № 1, построенной ещё в тридцатые годы и по сути являющейся тоже памятником, отдан тутаевской истории. Здесь всё – настоящее: воссозданный класс советской школы, экспозиции Тутаевской льняной мануфактуры, крестьянского и советского быта. Зал, отданный под роскошную коллекцию фауны ярославских лесов...
Уникальность экспозиции заключается даже не в том, что здесь всё – настоящее (кого сейчас удивишь утюгами и прялками!). В том, что экспозиции расположены с учётом масштаба «один к одному». Здесь не чувствуется вечного музейного «дефицита места», когда эпохи залезают одна на другую, а уж краеведение и вовсе оказывается в загоне. Благодаря этому в тутаевском экспокомплексе есть «русский дух, тут Русью пахнет».
Справедливости ради нужно заметить, что словосочетания «Экспокомплекс «Борисоглебская сторона» и «Щи «Большой Баг-Мик» согласуются между собой. И если уж создавать в Тутаеве атмосферу русской провинции XIX века с её особняками, церквями, набережными и Кустодиевскими гуляниями, то стиль нужно сохранять со всем...
Впрочем, это уже детали. Можно не сомневаться, что у организаторов такого музея получится и «Живая усадьба». Чувствуется вкус.
Однако появление за счёт местных возможностей новых музеев – хороших, разных и интересных для туристов, всё равно не сможет быть востребовано без целевой федеральной и областной помощи. С бедным муниципальным бюджетом не проведёшь берегоукрепление и не построишь причал для теплоходов, без чего туризм в Тутаеве не станет полномасштабным. В то же время «туристическая» часть программы по моногородам отодвинулась на следующий год.
...А он имеет шанс стать таковым: «выключение» левого, «Романовского», берега из полноценной жизни в советское время сыграло с ним добрую шутку, и его архитектура поза-прошлого века сохранилась без особых изменений. Теперь, после начала газификации, его ждёт новая жизнь. Вот только какая: стать берегом для коттеджей богатых людей? Цены на землю и недвижимость уже сейчас на левобережье растут не по дням, а по часам. Или всё же туристическим уголком для любителей и знатоков России Серебряного века, дворянских и купеческих «гнёзд»?..
Северный край
Поделиться
Комментировать