Три года религиоведения вместо одного?

Будет ли включен курс «Основы религиозных культур и светской этики» в стандарты второго поколения для старшей школы?

В 2010 – 2011 годах ОРКСЭ изучали в 19 пилотных регионах РФ, в том числе в Ярославской области, в экспериментальном режиме. А с этого учебного года он впервые включен в учебную программу для четвероклассников всей России.


Их родители вправе выбрать для своих детей любой из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». И все чаще звучат призывы продолжить преподавание ОРКСЭ в старших классах. Свое мнение об этом на встрече с педагогами и общественностью в Рыбинске высказал профессор Московской духовной академии, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, автор учебника для модуля «Основы православной культуры» Андрей Кураев.


– Отец Андрей, в чем, по-вашему, главная задача данного курса?


– У каждого из нас есть святыни, покуситься на которые он никому не позволит. Когда эстонцы решили убрать памятник солдату-освободителю с площади в Таллине, когда пьяный египтянин в Волгограде справил малую нужду в Вечный огонь, поднялось цунами народного возмущения. Самые либеральные правозащитники из Общественной палаты выказали себя оскорбленными патриотами. Подрастающему поколению через этот курс нужно объяснить, где проходит черта священного, сакрального и обыденного, мирского, переступать которую нельзя. В нашей многонациональной стране оставаться в неведении – все равно что долбить стену, не зная, где проходит электропроводка: каждый удар может стать последним.


– Многие родители, выбирая для своих детей модуль «Основы православной культуры», предполагали, что это будет что-то вроде экскурса по залам иконописи Третьяковской галереи…


– Шедевры искусства – это всего лишь «цветы» культуры. А ее плод – человек. Поймите, наиболее ценное достижение русской православной культуры – это не «Троица» Андрея Рублева, а сам Андрей Рублев. Наш курс не искусствоведческий, а антропологический. Рассказывая ребятам о подвигах, я привожу в пример не адмирала Ушакова (он, конечно, великий человек, святой!), а их современника 7-летнего Женю Табакова, который в 2008 году ценой своей жизни спас от насильника старшую сестру. Президент наградил этого мальчика посмерт­но орденом Мужества. Я это к тому, что героизм можно проявить не только на войне и для совершения храброго поступка необязательно ждать вручения паспорта.


– Значит, вы не рассматриваете написание учебника как своего рода миссионерство, призванное пополнить ряды прихожан?


– По правде говоря, я и не думал, что стану автором этого учебника. Когда патриарх назначил меня главой редколлегии, я полагал, что соберу коллектив ученых и вместе мы без лишней спешки будем писать параграф за параграфом. Потом пару лет апробация. Но все получилось иначе. Распоряжение премьер-министра вышло в августе 2009 года, а уже с апреля следующего года в пилотных регионах начали изучать новый предмет. Времени у меня было в обрез. Главное, чего я хотел добиться, – сформировать у ребят привычку добрым взглядом смотреть на историю и культуру России. Мы ведь живем в эпоху глобализации: бороться с «информационными сквозняками» бессмысленно, да и вредно это. У молодого россиянина должна быть причина оставаться в своем Отечестве, любить его – пусть даже лермонтовской «странною любовью». Кроме того, для меня было важно, чтобы ожог совести дети научились ощущать так же остро, как ожог пальчика.


– Цель благая, но, увы, годами наработанные способы воздействия на подрастающее поколение сегодня зачастую терпят фиаско.


– Нужно разговаривать с ребятами на их языке. Помню, в апреле 1990-го меня пригласили на открытие первой в СССР времен развитого социализма воскресной школы для мальчиков при Донском монастыре в Москве. Атмосфера праздничная. Иноки еще под впечатлением 1000-летия крещения Руси. Радуются, что величавый град Китеж русского православия поднимается из глубин. А что сказать детям – не знают. Попросили выступить меня. Рассказав ребятам про Христа, спасшего нас всех от греха, я упомянул, что самый страшный грех на свете – содомский: он настолько ужасен, что Господь уничтожил зараженный им город, и теперь над этим проклятым местом плещется Мертвое море. После этого спрашиваю слушателей: «А не хотите узнать, каков вкус содомского греха?» В огромном зале повисла напряженная тишина. Краем глаза замечаю, как монахи сползают по стенкам. Тогда я достаю флягу, которую привез из паломничества с патриархом в Святую землю, и начинаю разливать по емкостям воду из Мертвого моря. Ученики воскресной школы, решившиеся взять ее на язык, думаю, на всю жизнь запомнили эту редкостную гадость, отвратительную смесь едких солей. Что ж, зарубка в памяти – неплохо для начала.


– Необходимость преподавать ОРКСЭ в школе три года вместо одного – это ваше личное мнение или позиция РПЦ?


– Патриархия и вовсе хотела бы видеть курс ОРКСЭ сквозным через все 11 лет обучения в средней школе. Лично мне это представляется трудноосуществимым, ведь потребовался бы пересмотр всей школьной программы. Сейчас ни один предмет, кроме физкультуры, не ведут на протяжении одиннадцати лет. Но изучать ОРКСЭ, скажем, в четвертом, седьмом и десятом классах можно и даже нужно. А вот чем его наполнить – тема дальнейшего обсуждения в обществе с участием представителей религиозных конфессий и Министерства образования.

Компетентно


Алевтина Репина, начальник отдела общего и дополнительного образования департамента образования области:


– «Основы религиозных культур и светской этики» изучают в Ярославской области 11342 ученика четвертых классов. Этот курс очень важен для формирования нравственной платформы ученика начальной школы. А у тинейджера уже формируется гражданская идентичность, и он начинает ассоциировать себя со всей страной, а не с какой-то отдельной общностью. Другое дело, если бы образовательный стандарт давал знания обо всех религиозных культурах как достоянии человечества. Тогда наш соотечественник будет знать, как себя вести, не оскорбляя чувства верующих любой конфессии.


Людмила Белякова, директор школы №12 Рыбинска:


– Я директорствую недавно, и свой выбор родители четвероклассников сделали до моего назначения. Он оказался неожиданным: «Основы православной культуры» здесь не выбрал никто. Я считаю, это результат недостаточной осведомленности, и теперь на родительских собраниях мы хотим давать более полную информацию об ОРКСЭ, рассказывать об учебниках, знакомить с методическими материалами.

 Ярославский регион/Северный край

Поделиться
Комментировать